3
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
11
Актуальная тема

Миссия дополнительного профессионального образования как института образования взрослых

Необходимость развития дополнительного профессионального образования (ДПО) в современных условиях не вызывает сомнений. Реалии постиндустриального общества актуализируют преобразование практики непрерывного образования в направлении ее подчинения логике развития человека и его интересов на различных стадиях жизненного цикла. В этом смысле ДПО, в рамках которого уникальным образом сочетается образовательная деятельность взрослого обучающегося с различными видами его практической деятельности, безусловно, может рассматриваться как «лидер изменений». ДПО - значимый социокультурный феномен: в центре его внимания человек как субъект саморазвития с желанием к всестороннему совершенствованию своих профессиональных и личностных способностей, т.к. изначальное образование его имеет объективное качество устаревать. Роль ДПО в непрерывности образования человека - дать каждому на этапе его профессиональной жизни реальную возможность удовлетворять свои познавательные и духовные потребности, успешно продвигаться по своей «образовательной лестнице», что обеспечивает и устойчивый рост его социально-профессионального статуса.

Специалисты кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО считают принципиально важным в понимании нового контекста и целей ДПО определение его миссии именно как института образования взрослых.

Дополнительное профессиональное образование является значимым социокультурным феноменом общественного развития, поскольку в центре его внимания человек как субъект саморазвития с имеющимся изначальным, но имеющим объективное качество устаревать, уровнем образования и желанием по всестороннему совершенствованию своих профессиональных и личностных способностей. Осознание этого противоречия и готовность с ним работать как раз и составляют суть понятия «взрослость», которую
И.А. Колесникова обозначает как особое качество жизнедеятельности человека, способность к воспроизводству всей полноты бытия при обязательной ответственности за совершенные деяния.
Рассмотрение тенденций развития дополнительного профессионального образования обнаруживает его роль в непрерывности образования человека, как института, дающему каждому на этапе его не только взрослой (старше 18 лет), но и профессиональной жизни реальную возможность удовлетворять свои познавательные и духовные потребности, строить и успешно продвигаться по своей «образовательной лестнице», что ведет за собой и устойчивый рост его социально-профессионального статуса.
Принципиально важным в понимании нового контекста и целей дополнительного профессионального образования, на наш взгляд, является определение его миссии как института образования взрослых. При этом мы ориентируемся на выделенные В.И. Слободчиковым три основных миссии образования в обществе:
- Социокультурную - образование представляет собой самостоятельную форму общественной практики.
- Культурно – историческую - образование является универсальным способом трансляции культурно-исторического опыта человечества.
- Антропологическую – образование выступает в качестве всеобщей культурно-исторической формы становления и развития сущностных сил человека.
Социокультурная миссия дополнительного профессионального образования определяется тем, что оно является особой социальной инфраструктурой, объединяющей систему деятельностей, организационные структуры и механизмы управления, и обеспечивающей устойчивое развитие той или иной сферы профессиональной деятельности человека. В этом отношении серьезные нормативные изменения в положении дополнительного профессионального образования в структуре непрерывного образования внес Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В частности, однозначно утверждена принадлежность ДПО к непрерывному образованию (часть 7 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ); определен нормативный статус ДПО как самостоятельного подвида дополнительного образования (часть 6 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ), направленного на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (часть 4 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ), а также на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ).
Культурно-историческая миссия ДПО проявляется в его вкладе в развитие ценностно-смысловых аспектов жизнедеятельности взрослого человека: стремление к преодолению трудностей, повышению профессионального мастерства, овладению новыми теоретическими и методологическими идеями, совершенствованию практических навыков; личная ответственность за результаты своей деятельности, понимание значимости самообразования, готовность к восприятию и использованию нового, мобильному реагированию на изменения в профессиональной сфере и вызовы времени.
Антропологическую миссию ДПО мы связываем с его влиянием на процесс антропологического самоопределения взрослого человека, характеризуемого как развитие его способности управлять собственным развитием, «определять себя» через смену внутренней позиции, выработку новой идентичности в изменяющихся обстоятельствах своей жизни.
Таким образом, можно со всей уверенностью утверждать, что дополнительное профессиональное образование находится в авангарде трансформации образования взрослых в соответствии с новой идеологией перехода и формирования особого отношения человека к практической организации мира, переосмыслением традиционных ориентиров и возникновением новых ценностей, связанных с главным целевым ориентиром – создание условий для развития деятельностных способностей взрослого обучающегося и его готовности самореализовываться в этом мире.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph