4
5
9
Актуальная тема

Будем «дружить» с Астрономией?

Третья неделя марта в этом году была необычайно богата событиями, связанными со звездным небом: в ночь с 17 на 18 марта нижегородцы могли наблюдать редкое для центральной части РФ явление — северное сияние, а 20 марта – частичное солнечное затмение. Интерес к этому красивому и завораживающему зрелищу проявили тысячи наших земляков, и особенно – дети. Чтобы ответить на вопросы, которые они задавали взрослым, нужно было хорошо знать содержание не одного учебника по астрономии. К сожалению, сегодня из школьных образовательных стандартов исключен этот предмет. Надо ли сегодня «дружить» с Астрономией? А.Ф. Беленов, канд.физ.-мат.наук, доцент кафедры естественнонаучного образования ГБОУ ДПО НИРО отвечает однозначно – да, незнание может очень помешать в жизни: «Со мной и моими товарищами, членами геофизической экспедиции на архипелаге Шпицберген произошел курьезный случай: мы не смогли пройти по берегу Аис – Фьорда, т.к. береговую линию затопило приливом, и, чтобы вернуться домой, нам пришлось карабкаться в горы и вместо 10 километров до поселка Пирамида пройти примерно километров 25! Подвело незнание одной из астрономических закономерностей: мы отправились в путешествие в полнолуние, когда приливы наиболее сильные. Тот факт, что наших учеников интересует «А когда полярное сияние бывает в неполярных широтах?», «Почему возникают магнитные бури?», убеждает – надо преподавать астрономию, продолжать свое астрономическое образование».

«Дружба» с астрономией мотивировала на создание авторского курса астрофизики,

который А.Ф. Беленов реализует в Нижегородском научно-образовательном центре (НОЦ - создан на базе ИПФ РАН и лицея №40). Курс сертифицирован в областном экспертном совете. По материалам занятий со старшеклассниками написана монография «Астрофизика в задачах и оценках» (издательство Lаmbert Academic Publishing, Германия, 2012 г.). Также на базе материала монографии был создан дистанционный курс ГБОУ ДПО НИРО «Астрофизика» для учителей естественных дисциплин, который был успешно апробирован. В очном режиме этот курс используется как предметный вариативный модуль квалификационных курсов для учителей физики Нижегородской области и Н. Новгорода.

ФГОС ООО предусматривает обязательное выделение сетки часов на внеурочную деятельность – можно использовать эту возможность для создания курсов астрофизического содержания по выбору. Для них можно взять «Интерактивные лекции по астрономии». Что понимается в данном случае под термином «интерактивные»? Речь идет о совместной разработке лекционного материала, когда преподаватель делает для слушателей своего рода «вызов». После сообщения некоторой конкретной информации в рамках обозначенной темы информационный блок завершается постановкой исследовательской задачи, решая которую, учащиеся по существу дополняют материал лекции новым содержанием. Например, школьникам задается вопрос: «А откуда вы знаете, что Земля вращается вокруг Солнца?». Конечно, если сопоставить наблюдения видимых движений звезд и планет с законами механики Ньютона, то гипотеза движений всех светил вокруг Земли выглядит чересчур экзотичной. Но не следует забывать об инструментальных способах проверки гипотез, предполагающих наблюдение явлений, фиксирование результатов с помощью измерительных приборов и последующие расчеты. Чтобы «проверить» предположение о вращении Земли, ученый-экспериментатор поступил бы следующим образом. Он оценил бы предполагаемые отклики измерительных приборов на движение Земли и сопоставил бы свои оценки с чувствительностью приборов. Иначе говоря, исследователю пришлось бы поставить и решить ряд задач – оценок. Предлагая школьникам проделать подобные оценки, автор курса показывает ученикам, как «добывались» научные знания по данной теме. В то же время представляются особенности эпохи, в которой происходило становление астрономических идей. Строгое изложение накопленного опыта, точное следование оригиналам привело бы к избыточному объему информации по сравнению с учебной программой. Поэтому задача, которую ставил перед собой автор интерактивного курса, - «вдохнуть» в известные разделы курса физики астрономическое начало. В этом смысле оригинальные астрофизические модели представлены большей частью на качественном уровне. Подобного рода лекционно-практические занятия можно рассматривать как попытку воспроизведения для школьников научного поиска, приводящего к новым знаниям.

Есть еще один проект, мотивирующий на получение астрономического образования – это совместный российско-британский проект «Телескопы Фолкеса». Речь идет об использовании учителями и школьниками робота-телескопа, расположенного на высоте 3000 метров на Гавайях. Управляя этим телескопом через сеть Интернет, А.Ф. Беленов вместе с учениками и учителями (в рамках курсов НИРО) сумел получить ряд интересных фотографий туманностей и галактик.

Поиском новых форм и методов астрономического образования в условиях информационного взрыва в обществе заняты члены Ассоциации учителей физики и астрономии Нижегородской области, президентом которой является научный методист Поволжского центра аэрокосмического образования (ПоЦАКО) Лев ПИГАЛИЦЫН. В 2015 году было решено организовать: областной кон­курс-фестиваль учителей физи­ки и математики (февраль-апрель); выездной круглый стол учителей физики и математики в конце июня; областной фес­тиваль «Наука, искусство, тех­нологии» во второй половине сентября. Информацию об этих мероприятиях можно найти на сайте Научно-просветительско го центра «Знание-НН».

Литература.

1. С. А. Каплан. Физика звезд. М. Мир, 1969 г.

2. М.Шварцшильд. Строение и эволюция звезд. М.: Издательство ЛКИ, 2008.

3. О. Струве и В. Зегерс. Астрономия ХХ века. Издательство «Мир». Москва 1968.

4. Звезды. Редактор – составитель В.Г. Сурдин. Москва. Физматлит. 2008.

5. Алексей Беленов. Астрофизика в задачах и оценках. Интерактивные лекции по астрофизике. Издательство LAP Lambert Academic Publishing, Saarbrücken, Germany, 2012.

Урок со спутника

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph