4
8
Областной форум Современные приоритеты в региональной системе воспитания: новые возможности и управление изменениями
Научно-методическая деятельность

Приоритетные направления научно-методической и исследовательской деятельности:

  • Научно-методическое обеспечение приоритетных направлений модернизации региональной системы образования. Развитие  системы обобщения и распространения эффективного педагогического опыта, инновационных достижений субъектов системы образования области. Разработка методики трансляции передового педагогического опыта  в образовательную практику  повышения квалификации специалистов системы образования
  • Обеспечение качества реализуемых  образовательных программ, научно-исследовательских проектов, создание единой системы оценки качества деятельности профессорско-преподавательского  и научного персонала института

Научные исследования кафедр НИРО в области последипломного педагогического образования были направлены на преодоление противоречия между предметно-знаниевым содержанием и формой обучения взрослых. Противоречие разрешается через проектирование деятельностного содержания образования и самообучающей организации в системе ДППО.

Новые формы повышения квалификации внедряются и в системе начального и среднего специального профессионального образования. Среди них – мастер-классы, основой которых является демонстрация оригинальных методов освоения содержания при активной роли всех участников образовательного процесса.

Исследование профессионального и социального, психологического самочувствия учителей как основание для планирования деятельности и осуществления повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов в условиях модернизации образования проводят сотрудники кафедр истории и обществоведческих дисциплин, психологии.

Одним из приоритетных направлений модернизации образования является укрепление здоровья школьников, оптимизация их учебной нагрузки. Это направление в регионе реализуется в региональной программе «Здоровье и образование»; участие в реализации которой осуществляют такие научные подразделения НИРО, как кафедра теории и методики физической культуры и ОБЖ, естественнонаучного образования, начального образования, кафедра здоровьесбережения в образовании.

Одним из важных направлений является разработка и апробация курсов школьного компонента «Уроки здоровья» для учащихся начальной школы, программы внеклассной работы по данному направлению, разработка системной модели здоровьеобеспечения в образовательном учреждении.

Следующее чрезвычайно важное направление научно-исследовательской деятельности - организация и проведение мониторинговых исследований по выявлению здоровьесберегающих ресурсов  при обучении школьников с целью разработки адресных рекомендаций по оптимизации педагогических нагрузок, направленных на исключение перегрузки учащихся. Основные исследования в этом направлении проводит кафедра теории и методики физического воспитания  и ОБЖ.

Все предметные кафедры института проводят исследования по использованию в учебном процессе ОУ Нижегородской области здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающий эффект оказывает координация учебной деятельности, выполнение совместных междисциплинарных и самостоятельных работ, проектов. В течение ряда лет проводятся исследования по адаптации метода проектов в практику преподавания различных общеобразовательных предметов. Эти исследования в НИРО возглавляет кафедра теории и методики обучения технологии и экономике, которая в течение ряда лет участвует в Российско-британском проекте «Технологическое образование в России».

Концепция модернизации российского образования провозгласила воспитание первостепенным приоритетом педагогической деятельности, поэтому основным направлением научно-исследовательской деятельности кафедры теории и практики воспитания является становление, функционирование и развитие школьной воспитательной системы.

Была исследована воспитательная среда образовательных учреждений, ее потенциальные возможности, «зоны поддержки». Проблемный анализ воспитательной работы позволил создать примерную модель воспитательной системы, предполагающую интеграцию системы дополнительного образования, обучения и воспитания в единый культурно-образовательный комплекс. Была разработана программа становления школьной воспитательной системы, ее задачи, механизм реализации и ожидаемые результаты.

Межкафедральные исследования  кафедры теории и методики  дошкольного образования  и кафедры  начального образования связаны с реализацией проблем преемственности - перехода от дошкольного детства к школе-; с введением новых предметов в учебный план начальной школы (информационных технологий, иностранного языка, экономики).

Исследования по использованию информационных технологий в образовательном процессе ведутся преподавателями кафедр теории и методики обучения информатике, информационных технологий и  Центра дистанционного обучения. Преподаватели кафедр обучают педагогов и  в рамках образовательных программ совместно с корпорацией Intel: «Учимся вместе», «Обучение для будущего».

Научные исследования преподаватели кафедр и сотрудники лабораторий осуществляют в рамках Комплексной программы развития образования на 2006 – 2010гг, целевых программ Департамента образования Нижегородской области («Русский язык»,  «Дети – сироты», «Профилактика асоциального поведения среди детей и молодёжи», «Развитие единой образовательной информационной среды»),  международных проектов, научно- педагогических школ, в ходе экспериментальной деятельности в региональной системе образования.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph