3
5
10
Актуальная тема

Поликультурное образование и духовное воспитание в современной нижегородской школе

В «Итоговом документе XXIII Международных Рождественских чтений» говорится: «Сегодня мы призваны бережно хранить национальную историческую память, не забывать о своих духовных истоках. Задача особой важности для нашего общества - сохранить духовное и культурное единство братских народов». Вопросы духовного воспитания, формирования гражданской идентичности учащихся, их социализации обсуждались и на IX Нижегородских Рождественских образовательных чтениях «От цивилизационного выбора Руси – к формированию социокультурной самобытности России». «Если мы сейчас не объединимся, не воспитаем своих детей в системе ценностей, основанной на православных традициях, мы не сможем сохранить свою идентичность как великая нация, как независимая страна», – подчеркнул митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, обращаясь к участникам чтений. От того, будут ли заложены в сознание современной молодежи установки на толерантность, доверие к окружающим людям, готовность к межкультурному взаимодействию, зависит будущее России. Опыт моделирования поликультурного образовательного пространства, дающего возможность удовлетворить образовательные, познавательные и культурные потребности школьника, был представлен на чтениях в ходе работы секции «Поликультурное образование как целенаправленный процесс формирования гражданской идентичности учащихся, их социализации и интеграции в российское общество».

О значимости нравственной составляющей обучения в школах говорили и участники круглого стола «Духовно-нравственное воспитание в российской школе: состояние, проблемы, перспективы», прошедшего в Государственной Думе в рамках III Рождественских Парламентских встреч. «Знакомство с нравственными понятиями и освещение духовных ценностей должно проходить на разных уроках гуманитарного цикла, таких, как русский язык, литература и другие», — сказала Наталья Третьяк, первый заместитель министра образования и науки РФ.

Cложившаяся сегодня в России этническая, социальная ситуация не может не оказывать влияния на формирование гражданской идентичности, процесс социализации подрастающего поколения. Нижегородская область является примером поликультурного, многонационального общества. Сегодня в нем появились такие социальные группы и слои, которых в конце ХХ века не существовало, а другие приобрели новую качественную определенность. Представители различных групп живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, системе взглядов, социальных институтах. Особенности нашего региона создают благоприятную основу для диалога культур, взаимодействия людей разных национальностей, относящихся к разным религиозным конфессиям: исторически население области составляют русские, украинцы, татары, евреи, марийцы, мордва, чуваши и др. В последнее десятилетие в связи с интенсивно расширяющейся миграцией населения, вызванной сложными социально-экономическими проблемами на территориях бывших советских республик, в Нижегородской области выросло количество школ, имеющих полиэтнический, поликонфессиональный состав учащихся. Многообразие и своеобразие поликультурной, полиэтничной, поликонфессиональной среды, с одной стороны, обострение социальной расслоенности среды и повышение уровня полиэтничности – с другой, выдвигает на первый план стратегических направлений развития образования поликультурное образование и воспитание подрастающих поколений. Большая часть детей-мигрантов не знают русского языка, особенностей русской культуры, традиций российского общества, что может служить источником напряженности во взаимоотношениях с коллективом принимающих их школ. Как школьникам, коренным жителям России, так и мигрантам, часто не хватает навыков межкультурной коммуникации, сознательной толерантности. В процессе обучения учителя сегодня должны обеспечивать образовательное и педагогическое взаимодействие между учащимися с разными национальными, религиозными традициями, осуществлять их ориентацию на межкультурную коммуникацию. А это предполагает и психологическую и педагогическую адаптацию самого учителя к ценностям других культур. Немаловажным является взаимодействие не только со школьниками-мигрантами, но и с их родителями.

Есть и вторая, не менее сложная проблема: предварительная подготовка учащихся-мигрантов по русскому языку не ведется, и потому, посещая школы, где русский язык преподается в соответствии с государственной программой, рассчитанной на детей-носителей языка, школьники-мигранты испытывают трудности в освоении необходимого минимума знаний по всем предметам. В одном классе учатся и дети-носители русского языка, и дети, либо слабо владеющие им, либо не владеющие им вовсе. Обучение в таком, поликультурном, классе ведется спонтанно, вся нагрузка ложится на плечи учителя, не имеющего специальной подготовки ни для обучения детей, для которых русский язык, по сути, является иностранным, ни для работы в поликультурном классе. Для обучения мигрантов русскому языку используется методика русского языка как иностранного, которая в корне отличается от методики русского языка как родного.

Опыт моделирования поликультурного образовательного пространства, дающего возможность удовлетворить образовательные, познавательные и культурные потребности школьника, был представлен в ходе работы секции «Поликультурное образование как целенаправленный процесс формирования гражданской идентичности учащихся, их социализации и интеграции в российское общество», которую проводила лаборатория гражданского становления личности в рамках IX Нижегородских Рождественских образовательных чтений «От цивилизационного выбора Руси – к формированию социокультурной самобытности России» в ГБОУ ДПО НИРО.

Большую и эффективную работу по формированию этнокультурной и социокультурной идентичности школьников-мигрантов проводят учителя МБОУ СОШ № 113 г. Н. Новгорода Г.В. Шнырова, А. Р. Пискунова и И.Н. Михеенко. На секции педагоги продемонстрировали методики языковой адаптации учащихся-мигрантов.

Учитель МБОУ СОШ № 96 г. Н. Новгорода Е.Б. Андронова

рассказала о той работе на уроках русского языка, которая содействует социокультурному развитию школьников-мигрантов и их интеграции в поликультурное российское общество. Во время работы секции речь шла и о возможностях модуля «Светская этика» (курс ОРКСЭ) в социокультурном развитии школьников, в приобщении их к нравственному опыту и традициям российского народа (Т.В. Ермолаева, учитель МБОУ СОШ № 96 г. Н. Новгорода). На XXIII международных Рождественских образовательных чтениях также много внимания было уделено курсу ОРКСЭ. Министерство образования и науки РФ считает важным расширить нравственную составляющую обучения в школах, поэтому предлагает изучать духовное наследие на уроках гуманитарного цикла, в связи с этим возможно и расширение курса «Основ религиозной культуры и светской этики».

Эффективными формами военно-патриотического воспитания, формирования гражданской идентичности школьников, их гражданской позиции, системы духовно-нравственных знаний и ценностей являются социально значимые проекты, которые разрабатывают и реализуют со своими учениками педагоги МБОУ СОШ № 2 г/о г. Бор (руководители проекта - Васягина Н.Ю., зам. директора по ВР, и Иткин Э. С., ст. научный сотрудник лаборатории гражданского становления личности ГБОУ ДПО НИРО).

Процессы формирования в сознании современной молодежи установки на толерантность, доверие к окружающим людям, готовность к межкультурному взаимодействию, убеждены все участники Рождественских чтений, будут проходить гораздо эффективнее, если у каждого школьника, независимо от его этнической и конфессиональной принадлежности, будет возможность получения качественного образования в поликультурной среде.
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph