3
5
9
Актуальная тема

Достижения и перспективы научной деятельности в ГБОУ ДПО НИРО

Научная деятельность ГБОУ ДПО НИРО осуществляется в рамках ключевых направлений реализации федеральной и региональной образовательной политики и с учетом принципов системности, практико-ориентированности и кооперации, позволяющих не только создать уникальный образовательный продукт, но и обеспечить его эффективное внедрение в современную педагогическую и управленческую практику.
Научно-исследовательский отдел ГБОУ ДПО НИРО организует работу структурных подразделений института по актуальным научным направлениям - от детального изучения проблемного поля научной разработки и ее апробации в образовательных организациях региона до технологического описания и внедрения разработки в образовательных организациях региона.

Деятельность научно-исследовательского отдела курирует С.А.Максимова, проректор по научно-исследовательской и проектной деятельности доктор философских наук, доцент.
В соответствии с принципом системности научная деятельность института включает в себя цикл процессов, связанных с подготовкой научной разработки: от детального изучения ее проблемного поля (научно-исследовательская работа) – через апробацию в образовательных организациях (инновационная работа) и оценку ее эффективности (экспертная деятельность) – к технологическому описанию (научно-методическая деятельность) и внедрению разработки в образовательную практику региона (издательская и научно-просветительская деятельность).
В 2016 году институтом было предпринято свыше 50 региональных исследований, результаты которых легли в основу деятельности более 460 инновационных площадок на базе образовательных организаций Нижегородской области, реализующих инновационные программы по более чем 100 темам. Свыше 70 методических, 40 диагностических и 36 учебных разработок стали результатом деятельности института в инновационном режиме за последний год.
Масштабное распространение в образовательной практике данных разработок, их широкая востребованность как инструмента решения конкретных прикладных задач педагогов, руководителей образовательных организаций, специалистов муниципальных органов управления образованием свидетельствуют о соблюдении еще одного принципа – практико-ориентированности научной работы института. Так, внедренческим потенциалом обладают региональная модель здоровьесберегающей деятельности и муниципальная система мониторинга «Рейтинг здоровья»; профессионально-компетентностные модели руководителя и педагога ДОО / школы и воспитательные системы различных уровней; учебно-методические комплекты, отражающие региональные аспекты содержания образования (например, УМК «История Нижегородского края», УМК по экономике) и другие.
Принцип кооперации научной деятельности института заключен в ее ориентации на развитие инновационной инфраструктуры региона и страны в целом, отраслевого и межведомственного сотрудничества. Так, в течение восьми лет (с 2009 по 2016 год) ГБОУ ДПО НИРО совместно с международными партнерами из Австрии и Таджикистана реализовывал международный проект Еврокомиссии Tempus, нацеленный на развитие экономических знаний и предпринимательских навыков, обучающихся ОО СПО. В настоящее время институт осуществляет научно-методическое сопровождение двух федеральных инновационных проектов, координируемых Минобрнауки РФ и Федеральным институтом развития образования и реализуемых на базе 42 образовательных организаций региона, четырех региональных инновационных проектов, инициируемых министерством образования Нижегородской области.
В рамках издательской деятельности в 2016 году институтом было опубликовано более 100 учебных изданий и научных трудов, в том числе в сотрудничестве с крупнейшими российскими издательствами («Просвещение», «Дрофа – Вентана-Граф – Астрель», «ВАКО», «Первое сентября», «Русское слово», «Сфера», «АРКТИ»).
Научная результативность института обеспечивается его кадровым потенциалом (в институте работают 17 докторов и 90 кандидатов наук), эффективно в течение десяти лет действующей на базе ГБОУ ДПО НИРО аспирантурой, реализующей три программы подготовки научно-педагогических кадров по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки». Результаты диссертационных исследований оформляются в издаваемом ГБОУ ДПО НИРО журнале «Нижегородское образование», который с 2011 года включен в Перечень ВАК. Институтом ежегодно проводятся около 50 региональных и всероссийских научно-практических конференций.
Научно-исследовательский отдел в ГБОУ ДПО НИРО, взаимодействуя с различными структурными подразделениями, систематически отслеживает аналитическую информацию о состоянии и перспективах развития системы образования Нижегородского региона. Анализируется в среднем около 2500 промежуточных и итоговых отчетов в год. Рейтинги, аналитические сборники по результатам обработки статистической информации и мониторинговых исследований публикуются на сайте института. Данная информация востребована не только в Нижегородском регионе. Ежедневно сайт института посещают более 20 тысяч человек. Среди активных посетителей пользователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга, Казани, Самары, Новосибирска, ближнего и дальнего зарубежья.
Нижегородский институт развития образования открыт плодотворному сотрудничеству и эффективному обмену опытом по ключевым научным направлениям образовательно-консалтинговой, научно-исследовательской, инновационной, информационно-методической деятельности. Широко интегрируясь в российское и международное научно-образовательное пространство, отвечая ключевым научным направлениям реализации государственной политики, институт сохраняет индивидуализированные и персонифицированные формы реагирования на непрерывно изменяющиеся объем и содержание социального заказа на качественные услуги в сфере образования взрослых. Эффективность научных достижений института подтверждается результатами научно-практической деятельности образовательных организаций нашего региона.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph