1
7
11
Научно-методическая деятельность

Научная школа Николиной В.В.

Таблица 9

Научная школа В. В. Николиной

 

№ п/п

Структурные компоненты, раскрывающие содержание научной школы

Краткая характеристика научной школы

1.

Название научной школы

Современные социокультурные стратегии развития образования

2.

Отрасль науки, в рамках которой работает научная школа

Группа специальностей 5.8 Педагогика, специальность 5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования

3.

Руководитель научной школы

Николина Вера Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО, Заслуженный работник высшей школы РФ

4.

Статус научной школы

4.1. Социокультурный смысл научной школы

Разработка социокультурных стратегий, условий и механизмов профессионального развития личности в соответствии с духовно-нравственными и профессиональными ценностными ориентирами динамично изменяющегося постиндустриального мира.

4.2. Базовые концептуальные идеи

- Идея социокультурной обусловленности образования, определяющей направления трансформационных изменений в образовании и подготовке педагога.

- Идея непрерывного развития и саморазвития внутреннего потенциала педагога и его компетенций.

- Идея компетентностно-ориентированной организации подготовки педагогов.

- Идея педагогической аксиосферы как области ценностного отношения педагога к себе, обучающимся, к миру и воплощения в ней гуманитарно-антропологической парадигмы.

- Идея духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи.

- Идея развития экологической культуры в контексте идей устойчивого развития

- Идея ценностного самоопределения личности.

- Идея гражданской идентичности личности.

 

4.3. Ведущие направления научных исследований:

- Изменения современного образования под влиянием социокультурных факторов.

- Современные модели и стратегии образования.

- Механизмы становления экологических ценностей обучающихся.

- Непрерывное образования обучающихся.

- Ценностное самоопределение личности.

- Современные практико-ориентированные образовательные технологии.

- Проектирование учебника (на примере учебников географии)

- Технологии социокультурных практик.

- Духовно-нравственное развитие обучающихся.

- Социальноориентированная дидактика в контексте непрерывного образования

5.

Ведущие научные труды

  • Формирование у учащихся экологических ценностей: теория и практика//Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития: Монография//Под ред. С.В. Алексеева, А.И. Захлебного.- СПб., СПбАППО; М.-2018, 208 с.
  • Оценка эффективности деятельности классного руководителя: Методология, теория и образовательная практика: Монография/Под ред. В.В. Николиной.- Н. Новгород, Мининский университет,2021.-182 с.
  • Николина В.В., Лощилова А.А., Аксенов С.И., Арифулина Р.У., Катушенко О.А. Критериальная база внутренней и внешней оценки эффективности деятельности классного руководителя//Перспективы науки и образования-2021- №5(53), с. 569-591.
  • V. Nikolina, A. Loshchilova, S. Aksenov, J. Lebedeva, N.Bazarnova. Development of the methods for the class teacher effectiveness assessment//Laplage empevista Volume: 7 Jssue:3 A Pagees:644-664Publis hed: Sep-dec 2021
  • Николина В.В. Развитие функциональной грамотности обучающихся в образовательном процесс//Нижегородское образование, 2021, №1, с. 4-13.
  • Николина В.В. Ценностно-целевые ориентиры воспитание патриотизма в контексте социо-культурных трансформаций российского общества//Нижегородское образование, 2021, №2, с. 13-20.
  • V. V. Nikolina, T.Y. Medvedeva, J.A. Sizova/Forming Ecological Values of Sustainable Development//Linguistica Antverpeent, 2021, вып.  1S3709-3726 editenchivt.be
  • Николина В.В. Проектирование образовательных путешествий в школьных учебниках (на примере учебников географии)//Человек и образование, 2019, №3, с. 51-55.
  • Николина В.В. Реализация аксиологического подхода в постиндустриальном  образовании педагоги// Нижегородское образование, 2020, № 1.
  • Николина В.В. Социокультурная практика как вектор развития современного образовательного пространства//  Научный диалог, 2017, № 2, с. 269-280

 

6.

Информация о подготовке и защите диссертационных исследований в рамках основных направлений научной школы

Подготовлено и защищено более 25 кандидатских диссертационных исследований, среди них:

1. Прохорова О.Н. Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей технологии (2010 г.)

2. Абросимова И.Ю. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на здоровый образ жизни (2010 г.)

3. Баринова М.Г. Формирование гуманистических ценностей у подростков – лидеров в условиях учреждений дополнительного образования детей (2011 г.)

4. Курышева И.В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественно научных дисциплин (2010 г.)

5. Корнева О.Н. Формирование экологических ценностей у будущих инженеров-строителей (2013 г.)

6. Трубина И.С. Формирование коммуникативной компетентности учащихся старших профильных медицинских классов (2013 г.)

7. Фролова С.В. Формирование духовно-нравственных ценностей бакалавров образования на основе индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности (2015 г.)

8. Родионова Е.Л. Организационно-педагогичсекие условия взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков (2007 г.)

9. Пермовская О.С. Формирование у младших школьников ценностного отношения к семье во внеурочной деятельности (2017 г.)

10. Шарина А.В. Формирование предпринимательской активности обучающихся по специальностям технического профиля профессиональных образовательных организаций (2018 г.)

11. Бармина В.Я. Формирование регулятивных универсальных учебных действий, учащихся в процессе проектно-дифференцированного обучения (2019 г.)

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph