3
6
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Новости

28.09.201023 сентября состоялись парламентские слушания по законопроекту "Об образовании в РФ".

 

23 сентября Комитет Совета Федерации по образованию и науке под председательством Хусейна Чеченова провел парламентские слушания по законопроекту "Об образовании в РФ". Дискуссия прошла в Современной гуманитарной академии в Москве с прямыми включениями в формате телемоста регионов России.

Свою позицию по законопроекту на слушаниях изложили председатель Совета Федерации Сергей Миронов, глава Комитета СФ Хусейн Чеченов, сенатор Зинаида Драгункина, занимающаяся вопросами законодательной базы в сфере образования, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов, эксперты и представители системы образования. Прозвучали выступления и предложения из многих регионов России - были организованы прямые включения в формате телемоста с Кабардино-Балкарской Республикой, Хабаровским краем, Калининградской, Мурманской, Нижегородской, Орловской, Ростовской, Свердловской, Томской и Ярославской областями.
В ходе обсуждения документа высказывалось немало критических замечаний в отношении ситуации и тенденций в российской образовательной системе. Законопроект, по мнению участников слушаний, слишком громоздкий и объемный. Участники слушаний отмечали недостаточную проработанность в законопроекте вопросов статуса педагогических работников, новой типологии образовательных организаций, начального профессионального образования, электронного образования и дистанционного обучения.
Председатель СФ Сергей Миронов считает необходимым закрепить в законе вопросы материального и социального обеспечения педагогов, прописать размер студенческих стипендий и бесплатность первого высшего образования. Потребность сегодняшнего дня - восстановить систему профтехобразования, сохранить сельские малокомплектные школы и в целом российские традиции образования. "Не надо слепо копировать западный опыт, механически перенося его в наши школы и вузы. Надо вспомнить признание американского президента Д.Кеннеди о том, что "битву за космос" они проиграли нам "за школьной партой", - подчеркнул С.Миронов.
Самый острый вопрос во всех дискуссиях по законопроекту, которые проходят на разных площадках, - это статус учителя, его материальное положение, считает глава профильного Комитета верхней палаты парламента Хусейн Чеченов. Вторая задача закона, о которой сказал сенатор, – вернуть воспитание в школу, светское воспитание и культурные традиции, чтобы "сохранить единое культурно-образовательное пространство на территории России". Если к экономическому разрыву между регионами, который имеется сегодня, добавить разорванность культур, духовных и образовательных материй, возникает угроза для будущего единства государства. Х.Чеченов выразил озабоченность в связи с тем, что законопроект "ухудшает положение сельских жителей в части образовательных возможностей".

Законом, по мнению сенатора, должны быть определены образовательные стандарты. При этом, считает Х.Чеченов, должна быть внешняя оценка, чтобы уровень высшего образования в России соответствовал требованиям рынка.

Отдельное внимание Х.Чеченов уделил перспективности формирования в России рынка образовательных услуг для внешнего мира. "Это стремительно развивающийся рынок, очень перспективный для России, и, объективно говоря, прибыльный", - подчеркнул он.

Нельзя забывать то хорошее, что было в образовательной сфере в нашей стране в прошлые периоды. Х.Чеченов напомнил о хорошей практике создания вузов при крупных предприятиях, нуждающихся в специалистах.

В заключение выступления глава профильного Комитета СФ еще раз подчеркнул необходимость дальнейшего широкого обсуждения документа и недопустимость спешки.

Первый заместитель министра образования Хабаровского края Ирина Иванцева заметила, что в тексте закона должен быть сделан упор на вопросы подготовки кадров профессионального образования. Это особенно актуально для таких отдаленных регионов, как Хабаровский край, где дефицит квалифицированных педагогов ощущается особенно остро. "Несмотря на большой набор и выпуск специалистов педагогических учебных учреждений, работать в школы идут единицы. Поэтому в законе должна быть более четко прописана ответственность выпускников", - отметила она. Замминистра также обратила внимание на вопрос разграничения полномочий в части обязанностей образовательных учреждений, муниципальных образований. "Образовательному учреждению не следует давать чрезмерные полномочия в части организации образовательной деятельности, - уверена Ирина Иванцева. - Она должна в большей степени быть возложена на органы исполнительной власти муниципального и регионального уровня".
Схожее мнение высказал председатель комитета по труду и социальной политике Государственной Думы Томской области Игорь Чернышев. Он предложил перевести общеобразовательные учреждения с муниципального уровня на региональный. "Тогда субъекты Федерации более серьезно подойдут к системе общего образования. Что касается муниципалитетов, то их средств часто не хватает на то, чтобы содержать даже здания школ", - заявил депутат. Недоработанными считает он и положения об обучении инвалидов, домашнем обучении, экстернате. Не нашли достаточного отражения в законопроекте такие новые формы образовательного процесса, как дистанционное и сетевое обучение. На эту проблему обратила внимание директор одной из школ города Нальчик (Республика Кабардино-Балкария) Римма Нагоева. По ее словам, не ясно, кто будет разрабатывать контент, как будут формироваться группы, как будет оплачиваться труд педагогов при такой работе.
Много вопросов у педагогов Орловской области вызвала статья 27 законопроекта "Об образовании". В ней перечислены типы образовательных организаций. Как напомнила руководитель департамента образования, культуры и спорта Орловской области Людмила Сальникова, в ближайшие три года дважды предстоит переименовывать образовательные учреждения: в 2013 году при переводе их в статус бюджетных, казенных или автономных организаций, и в 2012-2013 в соответствии с новым Федеральным законом "Об образовании". "Это потребует дополнительных средств на регистрацию, изготовление документации, печатей, вывесок. Поэтому мы считаем целесообразным максимально приблизить новую типологию образовательных учреждений к уже существующей", - заметила Людмила Сальникова.
Комитет Совета Федерации по образованию и науке также получил ряд рекомендаций и предложений из 37 регионов накануне парламентских слушаний. Об этом заявил председатель Комитета Хусейн Чеченов. Однако обсуждения законопроекта на этом не заканчиваются. Как рассказал сенатор, подобные заседания пройдут в Государственной Думе, Общественной палате, на площадке Союза ректоров и Торгово-промышленной палаты.
По итогам слушаний были приняты рекомендации в адрес Федерального Собрания РФ и Министерства образования и науки РФ. Комитет СФ по образованию и науке продолжит работу по обобщению поступающих из субъектов Федерации замечаний и предложений по законопроекту.
Министерству образования РФ рекомендовано провести по итогам общественного обсуждения проекта закона совещание с участием законодателей и представителей педагогической и вузовской общественности.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph