3
8
11
Подразделения

Теоретические и практические аспекты подготовки ЕГЭ : обзор изданий сотрудников НИРО

Единый государственный экзамен, который выпускники школ сдают независимым экспертам, уже давно применяется во многих странах мира. В России эксперименты по внедрению ЕГЭ начались в 2001 году в отдельных регионах страны, и самого начала натолкнулись на сильное сопротивление со стороны учителей, школьников, их родителей, многих деятелей науки и культуры. Но, несмотря на протесты, в 2009 году единый государственный экзамен стал основной формой проверки знаний выпускников. За время своего существования ЕГЭ немало изменился, процедура подготовки и проведения его совершенствуется до сих пор.
Сотрудники Нижегородского института развития образования разработали несколько учебно-методических пособий по отдельным предметам, предназначенных для учителей, готовящих выпускников к государственной аттестации.

Методические рекомендации по психологической подготовке учащихся к ЕГЭ : в помощь школьным психологам, педагогам, родителям / авт.-сост. Е.Г. Еделева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2009. – 44 с.

Автором пособия является кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Нижегородского института развития образования Еделева Е.Г. Основное внимание в нем уделено психологической стороне подготовки к ЕГЭ, рассматриваются его отличия от традиционного экзамена; даются советы выпускникам, которые помогут им успешно сдать экзамены, а также рекомендации для родителей. Пособие предназначено для учителей, психологов, родителей выпускников.

Содержание
Литература

Практикум по русскому языку для учащихся 11 класса / Мин-во образования Нижегор. обл., ГОУ ДПО НИРО; науч. ред. Л.В. Шамрей. - 2-е изд. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2008. – 74 с. – (Подготовка к государственной (итоговой) аттестации).

Практикум окажет помощь в подготовке выпускников к Единому государственному экзамену. Разделы пособия содержат краткий справочный материал и задания для самостоятельного выполнения. Практикум включает в себя словарь литературоведческих и лингвистических терминов. Адресован выпускникам общеобразовательных школ. Рекомендован научно-методическим экспертным советом НИРО.

Содержание
Литература

Теоретические и практические вопросы подготовки к ЕГЭ по математике / авт.-сост. М.А. Мичасова, И.Г. Малышев, Б.Н. Иванов. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2009. – 103 с.

Данное пособие было разработано сотрудниками кафедры теории и методики обучения математике в помощь учителям старших классов и преподавателям учреждений профессионального образования. В нем приведены тренировочные задания для учащихся различных уровней сложности и методические рекомендации по их выполнению.

Содержание
Литература

Подготовка к ЕГЭ по математике. Задания С1 – С6 / авт.-сост. М.А. Мичасова, И.Г. Малышев, Б.Н. Иванов. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2010. – 70 с.

В пособии приведены тренировочные задания повышенного и высокого уровней сложности для подготовки к Единому государственному экзамену по математике и теоретический материал. Рекомендовано старшеклассникам и учителям старших классов, а также преподавателям и учащимся профессиональных учреждений.

Содержание
Литература

Подготовка к ЕГЭ по математике. Избранные задания частей В и С / авт.-сост. М.А. Мичасова, Б.Н. Иванов. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2012. – 218 с.

В данном пособии приводятся конспекты занятий по подготовке старшеклассников к выполнению заданий и примеры решения заданий частей В и С. Рекомендовано учителям математики, учащимся старших классов и преподавателям и учащимся образовательных учреждений профессионального образования.

Содержание
Литература

Теоретические и практические аспекты подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию / под ред. В.К. Романовского, Е.Г. Калинкиной. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2009. – 93 с.

В издании собраны материалы областного научно-практического семинара «Инновационный опыт преподавания истории и обществознания в контексте подготовки к ЕГЭ», в которых содержатся методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ, практические советы, а также опыт работы по организации подготовки к ЕГЭ. Пособие рекомендовано учителям истории и обществоведческих дисциплин и методистам.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................ 3

Романовский В. К- Методические рекомендации по подготовке учащихся

к ЕГЭ по истории................................................................................................................ 4

Каяиикина Е. Г. Компетентности ый подход и методические аспекты
подготовки к ЕГЭ по обществознанию........................................................................... 7

Гречухин Г, Б. Тест-игра по краеведению как способ подготовки к ЕГЭ.................... 10

Феоктисова Е. Н. Системный подход в подготовке учащихся к ЕГЭ......................... 14

Воронова С. Г. Деятельность городского методического объединения учите­
лей истории и обществознания в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ.................... 17

Абызова И. Б. Проблема формирования универсальных учебных действий

на уроках и подготовка к ЕГЭ......................................................................................... 21

Монахов А. А. Формы работы с документами как видом исторического
источника в контексте подготовки к ЕГЭ....................................................................... 25

Малышева Т. А- Использование художественной литературы и исторических
документов при подготовке к ЕГЭ................................................................................. 29

Зубкова И. В. Деятельность учителя по формированию творческой личности
учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ......................................................................... 31

Поливцева С. М. Возможности использования методов проблемного

обучения при изучении правовых вопросов курса «Обществознание»...................... 33

Медведева М. В. Использование КИМов ЕГЭ на уроках истории............................... 38

Завьялова А. А. Приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и
обществознанию................................................................................................................ 39

Танавва Т. Н. Методические приемы подготовки учащихся к ЕГЭ............................. 40

Куконкова С. А. Работа с понятиями как прием решения обществоведческих
задач на уроках обществознания (на примере изучения темы «Научное
познание»).......................................................................................................................... 43

Барк И. А. Понятийный аппарат как основа написания эссе......................................... 47

Шумилова Л. Г. Домашнее задание как способ активизации и

познавательной деятельности учащихся......................................................................... 50

Гурьева Е. О. Технологическая карта как средство повышения

эффективности учебной деятельности учащихся на уроках истории.......................... 53


Спасская О. Н. Формы работы учителя по формированию гражданской

компетентности учащихся................................................................................................ 57

Канакова О. А. Использование схемно-графической наглядности для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках истории

в учреждениях НиСПО.................................................................................................... 59

Козлова Е. В. Использование приемов технологии развития критического

мышления для работы с текстом..................................................................................... 63

Костина Е. А. Использование мультимедийных электронных

образовательных ресурсов в преподавании истории и обществознания.................... 65

Кашин И. В. Использование ИКТв процессе подготовки к ЕГЭ................................. 68

Царегородцееа Л. В. Опыт работы учителя истории по подготовке учащихся

к ЕГЭ.................................................................................................................................. 68

Дорул Л- Я. Использование КИМов для развития самостоятельности и

ответственности у учащихся учреждений НПО............................................................ 70

Логвинова А- Ф Духовно-нравственное развитие учащихся в процессе

исторического и обществоведческого образования...................................................... 71

Медведева Е. А. «Служение во имя добра и справедливости»...................................... 77

Атопшева И. А- Традиции нравственного воспитания в условиях сельского

социума в контексте подготовки к ЕГЭ.......................................................................... 80

Аминина И. В. Возможности использования опыта работы школьного музея

в процессе подготовки к ЕГЭ.......................................................................................... 82

ПРИЛОЖЕНИЕ

Технология проведения ЕГЭ в 2009 году (по материалам выступления

руководителя Регионального центра обработки информации ЕГЭ

Г. Л. Петровой)................................................................................................................ 87

Подготовка к ЕГЭ по биологии : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Е.В. Алексеева, Н.Н. Себельдина. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2009. – 258 с.

В данном пособии приведена программа элективного курса для профильных классов по подготовке старшеклассников к ЕГЭ по биологии, рассматриваются вопросы разного уровня сложности, которые встречаются в контрольно-измерительных материалах чаще всего и требуют повышенного внимания. Издание содержит тематическое планирование курса и список литературы, который может быть использован учащимися для самостоятельной подготовки к экзамену.

Содержание программы
Содержание
Литература

Теоретические и практические аспекты подготовки к ЕГЭ по химии : учеб.-метод. пособие для дистанционного обучения / авт.-сост. Л.И. Асанова. – Н. Новгород, 2009. – 131 с.

Данное пособие содержит методические рекомендации, лекции и практические задания различного уровня сложности, а также контрольно-измерительные материалы и итоговые тесты. Предназначено для учителей химии, готовящих учащихся 11 классов к единому государственному экзамену, а также преподавателей образовательных учреждений профессионального образования.

Тематическое планирование
Общая информация о курсе
Литература
Содержание

Английский язык. Сценарии уроков. Контрольно-измерительные материалы для проверки уровня сформированности коммуникативных умений аудирования, чтения и языковых навыков обучающихся : методическое пособие для учителей / сост. Н.А. Юрлова, Л.В. Романовская, Т.К. Шевелева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2013. – 100 с.

Предлагаемое пособие содержит уроки по темам, входящих в итоговую аттестацию и контрольно-измерительные материалы для проверки уровня умений аудирования, чтения и языковых навыков учащихся. Все материалы соответствуют требованиям ФГОС.

Содержание
Литература
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph