Методические
рекомендации
по организации и проведению мероприятий, посвящённых
празднованию
200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года
для общеобразовательных учреждений Нижегородской области
В 2012 году
будет отмечаться славная дата – 200-летие Победы России в Отечественной войне
1812 года. В связи с этим рекомендуется проведение классных и внеклассных,
общешкольных мероприятий, посвящённых этому знаменательному событию.
В настоящее
время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество
и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и
укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для
воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной
истории, и одна из важнейших в их ряду – Отечественная война 1812 года, ведь
именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания.
Традиции патриотического воспитания всегда
были сильны в российской школе на разных этапах существования системы
образования. Отрадно, что сейчас на государственном уровне
приняты документы, направленные на возрождение военно-патриотического
воспитания в школах, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств
личности. О значимости же победы в Отечественной войне 1812 года свидетельствует
то, что это событие отражено в Федеральном законе «О днях воинской славы (победных
днях) РоссииРоРо» № 32 – ФЗ от
13 марта 1995 года, новая редакция: № 98-ФЗ от 21.07.2005,
где в перечень дней воинской славы России включено 8 сентября – день
Бородинского сражения.
Цель проведения
классных и внеклассных, общешкольных мероприятий, посвящённых 200-летию Победы
России в Отечественной войне 1812 года, состоит в осмыслении значимости этого
события для истории России и мировой истории. Задачи же заключаются в
следующем:
-
расширение исторических знаний учащихся о событиях
Отечественной войны 1812 года;
-
широкое использование краеведческого материала по
данной тематике на уроках истории и во внеурочной деятельности; раскрытие
значения Нижегородского края для событий отечественной истории через обращение
к деятельности Нижегородского ополчения 1812 года и периода эвакуации из
Москвы, значимости событий 1812 года для дальнейшего развития Нижегородского
края, его культурной и научной жизни;
-
актуализация сведений о роли российского народа в
событиях Отечественной войны 1812 года, о влиянии
неординарных личностей на исторические события, о проявлениях масс и отдельных
личностей в событиях Отечественной войны 1812 года;
-
формирование у учащихся
представления о многогранности исторических явлений,
-
развитие умений сопоставлять
различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные
варианты решения поставленных проблем, правильно распределять время работы над
заданием, оценивать свою работу и работу группы;
-
актуализация использования методов исторической
реконструкции в урочной и внеурочной деятельности;
-
повышение роли военно-патриотического воспитания в
системе школьного образования; воспитание чувства сопричастности
к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.
В качестве форм проведения
мероприятий, посвящённых 200-летию Победы в Отечественной войне
1812 года можно предложить следующие мероприятия:
- для начальной школы:
-
уроки «Страницы славного 1812 года», «Народ в
событиях 1812 года»,
-
викторины по теме «Отечественная война 1812 года» (о
военачальниках, основных сражениях, личностях Отечественной войны 1812 года),
-
конкурсы рисунков, поделок, значков и памятных
знаков, посвящённых Отечественной войне 1812 года,
-
конкурсы стихов, рассказов и конкурсы чтецов;
v
для основной школы:
-
уроки истории по темам:
«Бородинское сражение», «России славные сыны» (о военачальниках русской армии в
Отечественной войне 1812 года). Формы проведения учебных занятий: уроки-реконструкции,
уроки-презентации, уроки-дискуссии и другие; уроки краеведения по темам:
«Нижегородское ополчение 1812 года», «Нижний городок – Москвы уголок». Формы
проведения занятий: гостиные, уроки-реконструкции, круглые столы,
пресс-конференции и другие; а также интегрированные уроки истории и
литературы по теме: «Славный день Бородина» (отражение событий Отечественной
войны 1812 года в произведениях литературы, авторы: М.Ю. Лермонтов, Д.В. Давыдов,
Л.Н. Толстой и другие),
-
внеклассные мероприятия целесообразно
проводить в формах тематических викторин («Военачальники и боевые действия в
1812 году», «Культурно-историческое значение Отечественной войны 1812 года»,
«Нижегородцы в Отечественной войне 1812 года», «Партизанское движение в 1812
году»), постановки литературно-исторических композиций по произведениям Д.В.
Давыдова, Ф.Н. Глинки, Н.А. Дуровой, М.Н. Загоскина, Г.П. Данилевского,
-
проведение конференции НОУ и иных
конференций. На них целесообразно большее внимание уделять таким вопросам как:
роль личности в истории, оценка исторических событий современниками, роль
народных движений, комплексный взгляд на события Отечественной войны 1812 года
(с точки зрения представителей противоборствующих сторон, в оценках историков),
роль жителей Нижегородского края. При работе над сообщениями и рефератами важно
особое внимание уделять историческим источникам, архивным документам,
фольклорному материалу, активно использовать поисковые виды деятельности
(причём это может быть подготовительный этап работы, что связано с возрастом
учащихся: 8 – 9 классы),
-
в качестве возможной формы организации работы в
рамках подготовки к празднованию 200-летия Бородинского сражения возможна
организация школьных клубов военно-исторической реконструкции, с
последующим созданием школьных музеев на их базе,
-
проведение конкурсов творческих
работ по различной тематике: эссе «Роль партизанского движения в истории.
Отечественная война 1812 года»; конкурс сочинений «России славные сыны»,
«Славный день Бородина»…,
-
проведение дебатов по темам:
«Отечественная война 1812 года была неизбежна», «Роль народа в событиях
Отечественной войны была незначительна» и другим.
v
для старшей школы:
-
уроки истории по темам:
«Значение Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории»,
«Отечественная война 1812 года и её значение для развития системы международных
отношений», «Дискуссионные вопросы истории Отечественной войны 1812 года»,
«Социокультурное значение Отечественной войны 1812 года», «России славные сыны»
(о военачальниках русской армии в Отечественной войне 1812 года) и другим темам
по выбору учителя, носящим проблемный характер. Формы проведения учебных
занятий: уроки-реконструкции, уроки-презентации, уроки-дискуссии, гостиные,
круглые столы, пресс-конференции и другие; при изучении истории тематически
необходимо включать следующий краеведческий материал: «Нижегородское ополчение
1812 года», «Нижний городок – Москвы уголок»; а также интегрированные уроки
истории и литературы где необходимо обращаться и к неизвестным произведениям об
Отечественной войне 1812 года авторов Ф.Н. Глинки, М.Н. Загоскина, Г.П.
Данилевского,
-
внеклассные мероприятия
целесообразно проводить в формах тематических викторин («Военачальники и боевые
действия в 1812 году», «Культурно-историческое значение Отечественной войны
1812 года», «Нижегородцы в Отечественной войне 1812 года», «Партизанское
движение в 1812 году»), постановки литературно-исторических композиций по
произведениям Д.В. Давыдова, Ф.Н. Глинки, Н.А. Дуровой, М.Н. Загоскина, Г.П.
Данилевского,
-
проведение конференции НОУ и иных
конференций. На них целесообразно большее внимание уделять таким вопросам как:
роль личности в истории, оценка исторических событий современниками, роль
народных движений, комплексный взгляд на события Отечественной войны 1812 года
(с точки зрения представителей противоборствующих сторон, в оценках историков),
роль жителей Нижегородского края, дискуссионные вопросы изучения Отечественной
войны 1812 года. При работе над сообщениями и рефератами важно особое внимание
уделять историческим источникам, архивным документам, фольклорному материалу,
активно использовать поисковые виды деятельности (причём это может быть
подготовительный этап работы, что связано с возрастом учащихся: 8 – 9 классы),
методы социальных опросов, социокультурные методы исследования,
-
проведение конкурсов творческих
работ по различной тематике: эссе «Роль партизанского движения в истории.
Отечественная война 1812 года», «Роль личности в истории (на примере событий
Отечественной войны 1812 года)»…,
-
проведение дебатов по темам:
«Отечественная война 1812 года была неизбежна», «Роль народа в событиях
Отечественной войны была незначительна» и другим.
v
общешкольные мероприятия:
- дебаты по различной тематике, связанной с
Отечественной войной 1812 года,
- создание сайтов, посвящённых Отечественной
войне 1812 года,
- общешкольные конкурсы строевой песни,
- конкурсы сценариев (фильмов, мультфильмов и
других визуальных и аудио-визуальных
произведений), посвящённых Отечественной войне 1812 года.
В списке рекомендуемой литературы приводятся адреса Интернет-ресурсов, мемуары
и научные труды, в которых содержатся материалы по истории Отечественной войны
1812 года, а также методические пособия по организации мероприятий, посвящённых
200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года.
Список рекомендуемой
литературы:
Интернет-источники:
Воспоминания современников:
- Бородино в воспоминаниях современников. – М.,
2001.
- Давыдов Д.В. Дневник партизанских действий,
Дурова Н. Записки кавалерист-девицы. – М., 1985.
- 1812 год в воспоминаниях, переписке и рассказах
современников. – М., 2001.
- Михайловский-Данилевский А.И. Отечественная
война 1812 года. Воспоминания современников. – М., 2004.
- Лоссберг Ф.-В., фон. Письма вестфальского штаб-офицера. – М., 2003.
- Наполеон в России глазами иностранцев. В 2-х
кн. – М., 2004.
- Росс Г. С Наполеоном в Россию. – М.,
2003.
- Сегюр Ф.-П., де Поход в
Россию: Записки адъютанта Наполеона I. – М., 2003.
Научная литература:
- 1812
год. Бородинская панорама. – М., 1982 (1989).
- Брагин
М. В грозную пору. 1812 год. – М., 1969.
- Бородино.
1812. – М. 1987.
- Вернет
Г. История Наполеона. – М. 1997.
- Фролов
Б.П. «Да, были люди в наше время…» - М., 2005.
- Жилин
П.А. Гибель наполеоновской армии в России. – М., 1974.
- Жилин
П.А. Отечественная война 1812 года. – М., 1988.
- Залесский
К.А. Наполеоновские войны 1799 – 1815. Биографический энциклопедический
словарь. – М., 2003.
- Исдейл Ч. Наполеоновские войны. – М., 1997.
- Клаузевиц К. 1812 год. – М., 2001.
- Коленкур де, Арман. Поход
Наполеона в Россию. – М., 1991.
- Лашук А. Наполеон. Походы и битвы. 1976 – 1815. М., 2004.
- Оливер
М., Патридж Р. Армия Наполеона. – М., 2005.
- Орлик
О.В. Гроза двенадцатого года. – М., 1987.
- Подмазо А.А. Большая
Европейская война 1812 – 1815. Хроника событий. М., 2003.
- Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. –
М., 2004.
- Полководцы
России. – М., 2005.
- Сироткин В. Наполеон и Александр I. – М.,
2003.
- Смирнов Д.Н. Нижегородская старина. – Н.
Новгород: Издательство «Нижегородская ярмарка», 1995.
- Тарле Е.В. 1812 год. – М., 1994.
- Флиз, де ла. Поход Наполеона в Россию в 1812 году. – М., 2003.
22. Чандлер
Д.Военные кампании Наполеона
– М., 1999.
- Эпоха
1812 года. Исследования. Источники. Историография. – М., 2002.
Методическая литература:
- Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования.
– СПб., 2004.
- Игры
и занимательные задания по истории. / Авт.-сост. Субботина М.А. и др. – М.,
2003.
- История
и обществознание в школе: Сборник научных и методических трудов. – Н.Новгород,
НГЦ, 2003.
- Короткова
М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001.
- Короткова
М.В. Методические разработки и сценарии
уроков по курсу отечественной и зарубежной истории ХХ века. Пособие для
учителей. – М.: ЦГО, 1999.
- Кульневич С.В., Лакоцетина
Т.П. Современный урок. В 3-х ч. – Ростов-н/Дону,
2004.
- Методика
преподавания истории в общеобразовательной школе: Учебное пособие. – Н.Новгород,
НГЦ, 2000. - С. 140-155.
- Моё
действие – мой выбор. Методическое пособие для учителй
общеобразоватлеьных школ. – Брянск, 2002.
- Образовательные технологии на
уроках истории и обществознания: теория и практика. Материалы областного
научно-методического семинара. – Н.Новгород, НГЦ, 2001.
- Селевко
Г.К. Энциклопедия педагогических технологий: в 2-х тт. – М., 2005.
Подготовила:
Чепурнова Н.А. – кандидат философских
наук,
ст. преподаватель кафедры
истории и обществоведческих дисциплин
НИРО,
Романовский
В.К.
17
– 52 – 17