Лето вступило в свои права. Для выпускников детских садов - это первые каникулы перед школой, а для их родителей – время решения самой ответственной задачи: готов ли ребенок к учебе и в какой школе он сможет учиться с радостью, поднимаясь «вверх по радуге». Из каких показателей складывается такая характеристика ребенка, как готовность к школе? Под готовностью к учению можно понимать такой уровень развития ребенка, который позволяет ему адаптироваться к новым условиям деятельности и общения и проявлять при этом необходимый уровень активности. Для определения психологической готовности ребенка к учению наиболее существенным является понятие психического возраста ребенка, который определяется его актуальными потребностями и психологическими новообразованиями. На этапе преемственности дошкольного детства и школы самым важным является то, «перешагнул» ли ребенок «кризис 7-ми лет» (термин Л.С. Выготского). От этого зависит, насколько ребенок сможет воспринимать формальную роль учителя как источника учебных задач, а не близкого человека. Нужна специальная подготовка и педагогам. Сотрудники кафедры начального образования ГБОУ ДПО НИРО с 2016 года осуществляют инновационную деятельность по теме «Разработка и апробация программно-методического обеспечения подготовки детей к обучению в школе в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО».
Специалисты кафедры начального образования могут оказать консультацию по вопросам готовности к школе:
Если обобщить все показатели готовности ребенка к учению в школе как внешние, видимые, так и внутренние, то можно представить три условные группы параметров: «физическая готовность», «педагогическая готовность» и «психологическая готовность» к учению.
К физической готовности можно отнести:
К педагогической готовности можно отнести предпосылки формирования предметных знаний, умений и навыков (а не сами навыки чтения, счета, письма!), например, такие как:
Можно выделить и показатели психологической готовности ребенка к учению:
Для определения психологической готовности ребенка к учению, на наш взгляд, наиболее существенным является понятие психического возраста ребенка, который определяется его актуальными потребностями и психологическими новообразованиями. На этапе преемственности дошкольного детства и школы самым важным, по нашему мнению, является то, «перешагнул» ли ребенок «кризис 7-ми лет» (термин Л.С. Выготского). От этого зависит, насколько ребенок сможет воспринимать формальную роль учителя как источника учебных задач, а не близкого человека, способность ребенка к адекватной самооценке, и самоконтролю. Психический возраст ребенка также определяет его ведущую деятельность.
Учитель начальных классов принимает в первый класс школы различных по уровню психического возраста детей: старших дошкольников, младших школьников, младших подростков. В соответствии с психическим возрастом детей учитель по-разному общается с ними и по-разному организует решение учебной задачи (учебная задача «как игровая»; как собственно учебная; как задача, имеющая личностный смысл для ребенка). То есть, понимая разные потребности детей, а соответственно и мотивацию к учению, зная разные психические возможности обучающихся, педагог дифференцированно подходит к обучению таких детей и по-разному требует результаты обучения. Так, педагог, владеющий понятием «психический возраст», не будет исписывать тетрадь и дневник первоклассника своими замечаниями и «двойками» за неуспеваемость и «плохое» поведение, если понимает, что этот ребенок по уровню своего психического развития — дошкольник, актуальными для него являются потребности в эмоциональной близости с взрослым, в игре и смене видов деятельности. У старшего дошкольника недостаточно развиты самоконтроль и саморегуляция, часто он чрезвычайно активен. Однако, данная модель педагога в школьной практике встречается довольно часто, что служит причиной дальнейшей неуспеваемости и невротизации таких детей.
Готовность ребенка к учебной деятельности можно рассматривать как сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Данные предпосылки удобно классифицировать в соответствии со структурой деятельности в единстве мотивационного, операционального и регулирующего компонентов. Тогда для освоения учебной деятельности необходимы:
Психологическая готовность к школе формируется постепенно в общении с взрослыми и сверстниками, в игре, в дошкольных видах деятельности и в посильном труде, т.е. подготавливается всем ходом жизни ребенка. Учебная деятельность является социальной по своей природе. Она протекает в процессе сотрудничества ребенка с взрослым и сверстником. На значимость социальной готовности указывается в исследованиях Е.Е. Кравцовой, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой. Анализ и обобщение психологической литературы на данную тему позволяет выделить следующие показатели готовности ребенка к учебному общению.
Показатели развития общения с взрослым:
Учитель является для ребенка первым взрослым, отношения с которым опосредованы определенным содержанием и ролевыми позициями (учитель — ученик). Эти отношения не сводятся к непосредственно-личностным. Поэтому исключительно важно, чтобы ребенок, воспринимая учителя как носителя общественных знаний и общественных оценок, понимал условный характер его вопросов и активно принимал и использовал его помощь. Попытки ребенка подменить контекстное общение (общение по поводу содержания) личностным, неправильная реакция на замечания учителя (например, обида), неумение использовать обучающую помощь — все это показатели несформированности необходимых социальных действий, что может быть серьезным тормозом в обучении.
Близким к произвольно-контестному общению с взрослым является особый тип общения старшего дошкольника со сверстниками — кооперативно-соревновательный: «И в том, и в другом случае ребенок впервые начинает видеть позицию партнера и удерживать ситуацию задачи в течение всей деятельности по ее решению» (Е.Е. Кравцова).
Сверстник является вторым значимым субъектом в совместной учебной деятельности. Известно, что на ранних этапах обучения ребенок воспринимает содержание исключительно через учителя. Он не слышит сверстника, не воспринимает его действий как возможный образец для построения своей деятельности. Так, на просьбу учителя дополнить товарища дети могут повторять его ответ почти дословно. Часто дети друг за другом задают учителю один и тот же вопрос. Вступать в сотрудничество со сверстником, что предполагает осознание учебной задачи как общей, осуществлять совместное планирование предстоящей деятельности, распределение ролей, взаимоконтроль, не может большинство детей, поступающих в школу. В отдельных случаях даже эмоциональное общение со сверстником разворачивается только при поддержке взрослого.
Психологическая готовность к школе — это и индивидуальная характеристика. Даже при одинаковом паспортном возрасте поступающих в школу детей интервал индивидуальных вариантов психологического развития может быть достаточно широк. Комбинаций различного сочетания разных показателей готовности может быть бесконечно много.Нередки случаи, что при недостаточном развитии одного качества, например, мышления или памяти, эффективность дальнейшего обучения может быть обеспечена за счет других качеств, например, познавательной и учебной мотивации.
В определении уровня готовности к школе нельзя не принимать во внимание повышенных требований к будущему школьнику, характерных для настоящего времени. Анализируя этот уровень требований, можно сделать вывод о том, что он касается, в основном, уровня обученности ребенка, а не его психологической готовности к школе. Требования к психологической готовности не подвержены веяниям времени, т.к. основаны на психологических законах.
Одним из центральных для педагогической психологии является понятие «зон ближайшего развития», внутри которых развитие и происходит. Психическое развитие дошкольника происходит в игре, именно она и создает зоны ближайшего развития психики ребенка. «Исчерпав свои возможности по созданию зон ближайшего развития, игра, как ведущая деятельность, уступает место обучению (имеется в виду систематическое школьное обучение). Но до тех пор, пока зоны ближайшего развития образуются в игре, систематическое обучение не дает ничего существенного для психического развития, хотя и создает такую иллюзию за счет выработки у ребенка новых умений и навыков» (Е.Е. Кравцова). Поэтому часто бывает так, что у обученного читать и писать до школы ребенка в начальной школе появляются серьезные трудности обучения, т.к. психологически ребенок к школе не был готов.
В связи с этим, основная цель изучения готовности к учению не сводится к оценке успешности развития ребенка в дошкольном возрасте. Изучение готовности к учению в школе — это также попытка спрогнозировать возможности ребенка в следующем возрастном периоде — младшем школьном возрасте, его зоны ближайшего развития.
Таким образом, если кратко описать портрет ребенка, готового к учению в школе, то он сложится из таких ключевых характеристик: стойкое и радостное стремление ребенка к развитию, ко всему новому, его коммуникабельность, способность преодолевать препятствия, желание исследовать и творить.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть