Воспитание патриота – одна из главнейших, если не самая главная, задача школы: от того, насколько успешно эта задача будет решена, зависит, кто и как будет решать многочисленные вызовы времени, каким будет завтрашнее общество, какой будет Россия. История Отечества - это и великие свершения в области образования и науки, искусства, и в то же время непростые судьбы наших предков – хлеборобов и воинов, ремесленников и купцов. Все это героическое и обыденное, большое и малое должно быть понято и воспринято нашими учениками, для того чтобы стать основополагающей частью их миропонимания, той базой, на которой должно формироваться их представление о своем Отечестве как великой и уникальной и вместе с тем родной и любимой стране. Учебно-методический комплекс для факультативного курса в школе «Дни воинской славы России», разработанный старшим научным сотрудником кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО
Программы дополнительного образования «Слава Российского флота и Нижегородская земля» и «Ассоциация детских морских объединений города Нижнего Новгорода», реализуемые на инноващионных площадках кафедры, также создают условия для духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания обучающихся.
Патриотизм и гражданственность – это не просто красивые слова о любви к Отечеству, это еще и большая ответственность перед ним. В одном из интервью писатель Валентин Распутин говорил: «Из отечественного общества выйти нельзя. Можно не исполнить свою обязанность, но в таком случае эту долю придется взять кому-то другому. Неисполнение этой обязанности есть гражданское дезертирство. Когда оно становится массовым, происходит сначала ослабление, потом загнивание, потом разложение государственного организма… разумом которого является именно патриотическое сознание населения».
Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО оказывает методическую помощь образовательным организациям Нижегородского региона в выборе форм и методов работы по патриотическому воспитанию. УМК «Дни воинской славы России» для школ – инновационных площадок (автор – старший научный сотрудник кафедры Э.С. Иткин) включает:
Учебный комплекс «Дни воинской славы России» успешно реализуется в Кстовской МБОУ «Школа № 6 с кадетскими классами» в 7-8 и 10-11 классах.
Другим направлением работы инновационных площадок являются программы дополнительного образования «Слава Российского флота и Нижегородская земля» и «Ассоциация детских морских объединений города Нижнего Новгорода». Эти программы реализуют в МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 44» (поисковая группа «Наследники Победы под Андреевским флагом»), МБОУ школы № 52 (патриотическое объединение «Морячок»), 123 (военно-спортивный клуб морской пехоты «Багира»), 179 (военно- спортивный отряд морской пехоты «Подвиг») и городской военно-спортивный клуб морской пехоты «Пантера», объединяющий учащихся школ Автозаводского района № 6, 15, 37, 130, 169, 179. Цель детских объединений, работающих по данным программам, - создание условий для духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания обучающихся посредством их приобщения к традиционным российским ценностям, к героической истории страны, российского флота и малой родины. Программы дополнительного образования «Слава Российского флота и Нижегородская земля» и «Ассоциация детских морских объединений города Нижнего Новгорода» позволяют педагогам решать такие образовательные задачи:
В программах «Слава Российского флота и Нижегородская земля», «Ассоциация детских морских объединений города Нижнего Новгорода» первостепенное место уделяется сотрудничеству с ветеранскими организациями: Нижегородское областное общественное объединение «Ветераны Флота» (Председатель Совета организации контр-адмирал Г.С. Яковлев) и Нижегородское городское общественное объединение «Жители блокадного Ленинграда» города Нижнего Новгорода (Председатель Совета - почетный член международной ассоциации блокадников города-героя Ленинграда Н.Ю. Курепина).
Среди форм воспитательной работы гражданско-патриотической направленности можно выделить:
Нормативно-правовую базу гражданско-патриотического воспитания составляют такие документы, как: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон Российской Федерации «О днях Воинской славы России», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования».
Помимо воспитательного эффекта участия в работе Ассоциации для школьников, членство в Ассоциации обеспечивает педагогам-руководителям детских объединений возможность обмена опытом работы по воспитанию подростков, совершенствование связи школ, как между собой, так и с ветеранскими, конфессиональными, военно-спортивными и культурными организациями.
Сотрудничество школ - инновационных площадке НИРО с кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования позволяет объединить патриотический потенциал учителей и школьников, ученых, ветеранов и духовенства в воспитании любви к Родине, к своему народу, к своей малой родине.
История Отечества - это и великие свершения в области образования и науки, и бесценный вклад наших соотечественников в мировое искусство, это и жизнь известных подвижников, и в то же время непростые судьбы наших предков – хлеборобов и воинов, ремесленников и купцов. Все это героическое и обыденное, большое и малое должно быть понято и воспринято нашими учениками, для того чтобы стать основополагающей частью их миропонимания, той базой, на которой должно формироваться их представление о своем Отечестве как великой и уникальной и вместе с тем родной и любимой стране.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть