Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования - учебный, методический, научно-исследовательский центр в сфере воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи.
Цель деятельности кафедры:
Становление и развитие личности педагога-воспитателя, обладающего высоким уровнем профессиональной компетентности, готового и способного к системному решению актуальных задач воспитания и дополнительного образования.
Основные задачи:
- повышение профессиональной компетентности слушателей, обеспечение их эффективной включённости в воспитательную деятельность;
- научно-методическое обеспечение региональных программ образования, воспитания и молодёжной политики;
- изучение, анализ и распространение передового опыта в сфере воспитания и дополнительного образования, создание информационного банка по проблемам воспитания и дополнительного образования детей;
- помощь в создании воспитательных концепций и программ развития воспитания; научно-методическая поддержка инновационных процессов в сфере воспитания и дополнительного образования детей;
- участие в мониторинге воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи организаций Нижегородской области;
- координация совместной деятельности кафедры и структурных подразделений института в решении актуальных проблем развития воспитания и дополнительного образования детей.
Содержание деятельности:
Кафедра является региональным центром повышения квалификации специалистов сферы воспитания и дополнительного образования, призванным способствовать становлению и развитию единого воспитательного пространства области через
- формирование единого межведомственного подхода к воспитанию детей и молодёжи;
- помощь в разработке инвариантных моделей содержания воспитания с учётом современной социокультурной ситуации; информационно-методическое и научно-педагогическое обеспечение деятельности педагогов-организаторов воспитательного процесса;
- участие в создании эффективной системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности, способной обеспечить преодоление негативных явлений среди детей и молодёжи;
- участие в создании системы социальной и психолого-педагогической реабилитации семьи через развитие различных направлений взаимодействия образовательных организаций с родительской общественностью;
- научно - методическое консультирование по вопросам воспитания и дополнительного образования детей;
- научно-методическую экспертизу опыта воспитания и дополнительного образования детей;
- научно-методическое сопровождение аттестации руководящих и педагогических кадров по воспитанию и дополнительному образованию детей;
- создание базы данных инновационного опыта развития воспитания и дополнительного образования детей;
- организацию и проведение научно-исследовательской деятельности по актуальным проблемам воспитания и дополнительного образования детей в регионе;
- подготовка и проведение "круглых столов", педагогических чтений, научно-практических конференций по проблемам воспитания подрастающего поколения;
- разработку научно-методических рекомендаций, подготовку публикаций по актуальным проблемам воспитания и дополнительного образования детей;
- развитие межпрофессионального и межведомственного сотрудничества в области воспитания детей и молодёжи и дополнительного образования детей.
Механизмы реализации:
- Планирование учебного, организационно-методического, научно-исследовательского направлений деятельности кафедры.
- Разработка и совершенствование программ, учебных планов и методического обеспечения повышения квалификации педагогических и руководящих работников сферы воспитания и дополнительного образования детей.
- Внедрение в практику работы кафедры современных информационных технологий и программ с применением ДОТ.
- Проведение курсов повышения квалификации, научно-практических семинаров, стажировок и других форм учебной работы.
- Проведение аттестации старших вожатых, социальных педагогов, воспитателей ОО, заместителей руководителей ОО по воспитательной работе; специалистов дополнительного образования.
- Экспертиза научных, научно-методических материалов по воспитанию и дополнительному образованию детей.
- Координация становления, функционирования и развития вариативных воспитательных систем, воспитательного пространства в районах и городах области.