Нижегородский институт развития образования

Подразделения

Основные научно-методические и учебные издания кафедры

Основные научно-методические и учебные издания кафедры

 

 

Р. Ю. Белоусова, Э. П. Костина, А. Н. Новоселова, Н. М. Подоплелова, Т. А. Ревягина. Методическое пособие "Менеджмент дошкольной образовательной организации в контексте нового законодательства. Монография"

В монографии обобщены различные теории управления, рассмотрены основные подходы и концепции, принципы, характеризующие специфику управленческой деятельности в ДОО; определены современные содержательные и организационные основы управления ДОО и дошкольным образованием. Проанализированы проблемные аспекты управления с точки зрения новой законодательной базы и компетенций руководителя на пересечении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Проекта стандарта профессиональной деятельности руководителя образовательной организации. Предложены инновационные модели менеджмента ДОО.
Издание адресовано руководителям дошкольных образовательных организаций и их заместителям, педагогическим работникам дошкольного образования, может быть рекомендовано преподавателями, слушателям курсов повышения квалификации по проблемам менеджмента в образовании и студентами вузов.

А. Н. Новоселова, И. А. Перминова. Методическое пособие "Введение эффективного контракта в дошкольной образовательной организации"

Методическое пособие посвящено рассмотрению вопросов введения эффективного контракта в дошкольных образовательных организациях. В настоящее время имеются все предпосылки для введения эффективного контракта, что создает условия для реализации Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ. Методическое пособие имеет целью оказать методическую и практическую помощь во введении эффективного контракта в дошкольных образовательных учреждениях. Одобрено к публикации на заседании кафедры управления дошкольным образованием ГБОУ ДПО НИРО протокол №7 от 18 октября 2016 года.
Для руководителей, заместителей руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ. Может быть рекомендовано преподавателям, слушателям курсов повышения квалификации по проблемам менеджмента в образовании и студентам вузов.

А. Н. Новоселова, Н. М. Подоплелова. Рабочая тетрадь к программе модуля "Платные дополнительные образовательные услуги в ДОУ"

Рабочая тетрадь для слушателей курсов повышения квалификации включает распределение учебного материала по темам занятий, планы занятий, методические рекомендации по подготовке к ним, литературу, вопросы и задания к каждой главе. Рассмотрено на заседании кафедры управления дошкольным образованием в 2016г. Протокол №4
В рабочей тетради в соответствии с требованиями Проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации представлены материалы, способствующие усвоению знаний и активизации учебно-познавательной творческой деятельности слушателей курсов повышения квалификации под руководством преподавателей, а также в процессе их самостоятельной работы в условиях перехода на многоуровневое непрерывное образование.
Работа предназначена для руководителей, заместителей руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ. Может быть рекомендована преподавателям, слушателям курсов повышения квалификации по проблемам менеджмента в образовании и студентам вузов.

А. Н. Новоселова, Н. М. Подоплелова. Учебно-методическое пособие "Платные дополнительные образовательные услуги в ДОУ"

Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации включает распределение учебного времени по темам занятий, планы занятий, методические рекомендации по подготовке к ним, литературу, вопросы и задания к каждой главе. Рассмотрено на заседании кафедры управления дошкольным образованием в 2016г. Протокол №2
Учебно-методическое пособие имеет целью оказать научно-методическую и практическую помощь в увеличении перечня предлагаемых дополнительных услуг в дошкольных образовательных учреждениях, поиске дополнительных источников финансирования. В пособии рассматриваются вопросы оптимизации работы ДОУ при оказании платных дополнительных услуг, представлен материал по анализу законодательства, созданию локальной нормативной базы, порядку организации, оформлению документации и распределению средств при оказании платных дополнительных услуг.
Для руководителей, заместителей руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ. Может быть рекомендована преподавателям, слушателям курсов повышения квалификации по проблемам менеджмента в образовании и студентам вузов.

Р. Ю. Белоусова, А. Н. Новоселова, Н. М. Подоплелова. Управление ДОО в условиях нового законодательства

В пособии обобщены различные теории управления, рассмотрены основные подходы и концепции, принципы, характеризующие специфику управленческой деятельности в ДОО. Определены современные содержательные и организационные основы управления ДОО и дошкольным образованием. Проблемные аспекты управления проанализированы с точки зрения новой законодательной базы и компетенций руководителя на пересечении ФГОС ДО и проекта стандарта профессиональной деятельности руководителя образовательной организации. Предложены инновационные модели управления ДОО.
Адресовано руководителям, заместителям руководителей ДОО, педагогическим работникам дошкольного образования, а также преподавателям, слушателям курсов повышения квалификации по проблемам управления в системе дошкольного образования

https://niro.nnov.ru/_data/objects/0001/9523/image003.png

Белоусова, Р. Ю.

Технологии управления инновационными процессами в дошкольном образовании Нижегородской области: маркетинговый подход: монография / Р. Ю. Белоусова. — II. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2011. - 173 с.

 

В книге представлены результаты внедрения в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области технологий управления инновационными процессами. Большое внимание уделяется обоснованию маркетингового подхода, используемого в качестве базового для совершенствования технологий управления инновационными процессами в дошкольном образовании в условиях инновационной экономики.

Монография адресуется научным и практическим работникам системы дошкольного образования, руководителям разных уровней образования, которые занимаются организацией до школьного образования и разработкой современных технологий па основе маркетингового подхода, а также аспирантам и студентам вузов.

https://niro.nnov.ru/_data/objects/0001/9523/image005.png

Белоусова, Р. Ю.

Вариативные модели кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях : методическое пособие / Р. Ю. Белоусова. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2012.-130 с.

 

В пособии представлены результаты экспериментальной работы в Российской Федерации по развитию вариативных форм дошкольного образования, в частности, дано описание федерального эксперимента по разработке вариативных моделей кратковременного пребывания детей и их общая характеристика, комментарии к Рекомендациям Министерства образования и науки РФ по организации групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

В книге представлена технология развития вариативных форм дошкольного образования в Нижегородской области и практический материал в виде трех авторских программ для групп кратковременного пребывания детей в условиях детского сада, общеобразовательной школы и негосударственного образовательного учреждения.

Методическое пособие адресовано работникам учреждений системы дошкольного образования, руководителям, занимающимся организацией и разработкой вариативных моделей дошкольного образования.

https://niro.nnov.ru/_data/objects/0001/9523/image007.png

Белоусова, Р.Ю.

Управление функционированием семейного детского сада: сборник информационно-методических материалов/авт.-сост. Р.Ю.Белоусова.-Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.-230 с.

 

Материалы сборника раскрывают тенденции развития и особенности функционирования семейных детских садов как новой формы дошкольного образования. В книге изложено содержание законодательной и нормативной правовой базы, рассмотрены требования к материально-техническому, кадровому, организационному обеспечению деятельности семейного детского сада, определены особенности организации педагогического процесса. В Приложениях приводятся нормативные документы, примерные типовые формы документации семейного детского сада (группы), образовательные программы для подготовки руководящих и педагогических работников к реализации данной формы дошкольного образования.

Издание адресовано научным и педагогическим работникам системы дошкольного образования, а также родителям, заинтересованным в организации семейных детских садов и семейных групп.

https://niro.nnov.ru/?id=19799

Белоусова, Р.Ю.

Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования,2009. – 156 с.

 

В методическом пособии рассмотрены концептуальные основы технологии использования сказки в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Представлена развивающая методика работы со сказкой экологического содержания. Методическое пособие содержит приложение, которое состоит из специально подобранных для детей 5-7 лет сказочных произведений экологической тематики. Пособие может быть рекомендовано студентам педагогических колледжей и Вузов, родителям, педагогам для работы в условиях вариативных форм дошкольного образования.

https://niro.nnov.ru/_data/objects/0001/9523/image009.png

Костина, Э. П.

Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников монография. — Нижний Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2011. —417 с.

 

В монографии доктора пед. наук, профессора кафедры управления дошкольным образованием НИРО Э. П. Костиной обоснованы содержательная и процессуальная части педагогической технологии музыкального образования детей, обеспечивающие целостность развития креативности ребенка в процессе его приобщения к музыкальной культуре. Большое внимание в работе уделяется богатейшему практическому материалу, ориентированному на развитие креативности дошкольника: программе музыкального образования детей, организации целостного средообразовательного музыкально-педагогического процесса в ДОУ и творческой музыкально-образовательной среды ребенка в ДОУ, семье, социуме, а также мониторингу качества музыкального образования детей

Издание адресовано научным работникам, преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей, а также может быть полезно музыкальным руководителям и воспитателям, заведующим и старшим воспитателям ДОУ, специалистам и методистам системы дошкольного воспитания.

https://niro.nnov.ru/_data/objects/0001/9523/image010.png

Костина, Э. П.

 

В учебном пособии представлена инновационная креативная педагогическая технология содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет. Раскрыта специфика ее основных структурных компонентов: содержательная часть - авторская программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»; процессуальная часть - инновационный средообразовательный процесс, представленный единством регламентированных и нерегламентированных форм организации и самоорганизации детей в музыкальной деятельности, что обеспечивает природосообразность их жизнедеятельности в дошкольном учреждении.

Раскрыты также другие структурные компоненты технологии: методическое обеспечение и дидактические условия реализации педагогической технологии, среди которых особое значение придается музыкально-образовательной среде в ДОУ, семье и социуме музыкальной культуры как ведущему средству музыкального образования детей.

Предназначено педагогам дошкольных учреждений для работы с детьми в старших группах, будет полезно родителям, гувернерам и специалистам в области музыкального образования детей.

 

 

https://niro.nnov.ru/_data/objects/0001/9523/image012.png

Костина, Э. П.

 

 

 

В книге представлены музыкально-дидактические игры для детей 4-7 лет, предназначенные для развития их музыкально-сенсорных способностей. Автор этой уникальной работы — Костина Э.П. — доктор педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием ГОУ ДПО «Нижегородского института развития образования», отличник образования РСФСР, автор российской программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» и раздела по музыкальному воспитанию детей комплексной программы воспитания и развития детей раннего возраста «Кроха».

Все игры в данном пособии разработаны автором на основе научных исследований и используются в дошкольной практике России в течение многих десятилетий. Книга со-держит описание 23 игр и впервые в педагогической и методической практике (по много-численным просьбам музыкальных руководителей) в ней дано планирование освоения ребенком каждой из данных игр в течение 8 занятий в расчете на 1 учебный год.

Книга включает в себя уникальное приложение — это модели-рисунки каждой игры, которые можно вырезать и использовать непосредственно как в детском саду, так и семье. Она предназначена для педагогов детских садов, родителей и гувернеров, для студентов и преподавателей педагогических колледжей и университетов, для педагогов подготовительных классов детских музыкальных школ

 

 

 

 

 

https://niro.nnov.ru/_data/objects/0001/9523/image013.png

Костина, Э.П.

 

Управление качеством музыкального образования до­школьников на основе комплексного педагогического мони­торинга: монография. - Нижний Новгород: «Дятловы горы», 2012.-424 с.

 

В монографии доктора педагогических наук, профессора кафедры управления дошкольным образованием НИРО Э.П. Ко­стиной обоснована разработанная технология комплексного пе­дагогического мониторинга качества музыкального образования дошкольников, а также специфика управления ею.

Большое внимание в издании уделено обширному практиче­скому материалу мониторинга качества музыкального образования дошкольников, его критериально- оценочному комплексу, системе компьютерной обработке данных педагогического мониторинга, представленной на диске.

 

Издание адресовано научным работникам, преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей, заведующим, стар­шим воспитателям, музыкальным руководителям ДОУ, специали­стам и методистам системы дошкольного образования.

 

https://niro.nnov.ru/_data/objects/0001/9523/image014.png

Чеменева А. А., Ушакова-Славолюбова О. А.

Коммуникативно-ориентированная предметная среда физкультурного образования дошкольника. — СПб.: ООО «ИЗ¬ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 176 с.

 

Каковы возможности среды физкультурного образования в обеспечении целостного развития ребенка дошкольного возраста? Как использовать средства и способы педагогической коммуникации в создании условий для оптимального выбора педагогом и ребенком физкультурных пособий и оборудования? Пособие предлагает как теоретическое обоснование решения данных проблем, так и практический материал для конкретных решений.

В книге также представлены варианты нестандартного физкультурного оборудования в разных возрастных группах дошкольных учреждений, разработанного с учетом принципов педагогической интеграции и индивидуально-дифференцированного подхода к физическому развитию и здоровью детей.

Пособие предназначено для педагогов и специалистов ДОУ, преподавателей и студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений.

https://niro.nnov.ru/_data/objects/0001/9523/image016.png

Чеменева А. А., Столмакова Т.В.

Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / Под ред. А. А. Чеменевой. — СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-336 с.

 

В пособии предлагаются теоретические и методические основы обучения плаванию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и ФОК, программа, разработанная на их основе, и методические рекомендации по обучению плаванию детей 3—7 лет.

Пособие поможет практикам в разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к образовательным областям «Физическая культура» и «Здоровье».

Издание адресовано широкому кругу читателей: преподавателям педагогических институтов и колледжей, педагогам системы дошкольного образования, дополнительного физкультурного образования, а также родителям и гувернерам.

 

https://niro.nnov.ru/_data/objects/0001/9523/image018.png

Чеменева А. А

Коммуникативная технология физкультурного образования в подготовке к школе детей 5-7 лет. Методическое пособие.– Н. Новгород.: Нижегородский институт развития образования, 2009. – 99 с

Готов ли ребенок к школе физически? Хватит ли у него здоровья для успешной адаптации к школьному обучению? Как использовать возможности физкультурного образования для обеспечения оптимального физического развития ребенка и повышения уровня его физической подготовленности? Какие программы лучше использовать в разных формах подготовки детей к школе? Что такое «педагогическая коммуникация» и как использовать ее средства и методы для обеспечения качественного физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи?

На все эти вопросы вы найдете ответ в данном пособии, описывающем возможности коммуникативной технологии физкультурного образования в подготовке детей к школе. Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений, родителей и всех, кого волнуют вопросы физической готовности ребенка к школе.

 

https://niro.nnov.ru/_data/objects/0001/9523/image019.png

Сетевой образовательный проект «Здоровьеобеспечение детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях взаимодействия "ДОУ — ООУ — ФОК"» : информационно-методический сборник / авт.-сост.: В. Т. Чичикин, А. А. Чеменева; под ред. В. Т. Чичикина. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования. 2010.-77 с.

 

Издание решает задачу информационного обеспечения экспериментальной деятельности кафедр НИРО по проблеме сетевого управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в системе «дошкольное образовательное учреждение — общеобразовательное учреждение — физкультурно-оздоровительный комплекс (ДОУ— ООУ— ФОК)».

В первом выпуске сборника представлены документы (в сокращении): Стратегия развития физкультуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006— 2015 годы». Национальная образовательная доктрина «Наша новая школа», приказ об организации экспериментальной деятельности и планы ее реализации.

Материалы сборника предназначены для участников экспериментальной деятельности на базе Сергачского района Нижегородской области, а также для всех специалистов, осуществляющих исследования.по проблемам здоровьеобеспечения детей.

 

 

https://niro.nnov.ru/_data/objects/0001/9523/image021.png

Сетевой образовательный проект «Здоровьеобеспечение детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях взаимодействия "ДОУ — ООУ — ФОК"» : информационно-методический сборник. Вып. 2 / под ред. В. Т. Чичикина, А. А. Чеменевой ; под общ.ред. В. Т. Чичикина. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2011. — 196 с.

 

Во втором выпуске информационно-методического сборника представлены рекомендации по программно-методическому и организационно-методическому обеспечению организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста в условиях ФОКа.

Материалы сборника могут быть использованы инструкторами по физической культуре, воспитателями ДОУ, тренерами ФОКов и специалистами муниципальных органов управления образованием при организации взаимодействия различных ведомств, заинтересованных в здоровьеобеспечении детей.

 

 

https://niro.nnov.ru/_data/objects/0001/9523/image023.png

Сетевой образовательный проект «Здоровьеобеспечение детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях взаимодействия "ДОУ — ООУ — ФОК"» : информационно-методический сборник. Вып. 3 / авт.-сост.: В. Т. Чичикин, А. А. Чеменева ; под общ.ред. В. Т. Чичикина. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2011. — 74 с.

 

В третьем выпуске информационно-методического сборника представлены материалы по научно-методическому и нормативному правовому обеспечению организованной образовательной деятельности по физической культуре детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях ФОКа.

Содержание издания может быть использовано муниципальными органами управления образованием при организации взаимодействия различных ведомств, заинтересованных в здоровьеобеспечении детей.

https://niro.nnov.ru/_data/objects/0001/9523/image024.png

Сетевой образовательный проект «Здоровьеобеспечение СЗЗ детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях взаимодействия "ДОУ — ООУ — ФОК"»: информационно-методический сборник. Вып. 4 / под ред. В. Т. Чичикина, А. А. Чеменевой ; под общ.ред. В. Т. Чичикина. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2012. —83 с.

 

В четвертом выпуске информационно-методического сборника представлены материалы по программно-методическому обеспечению организованной образовательной деятельности по физической культуре детей старшего дошкольного возраста в условиях ФОКа, в том числе конспекты организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Содержание сборника может быть использовано муниципальными органами образования в организации взаимодействия различных ведомств, заинтересованных в здоровьеобеспечении детей.

 

Сетевой образовательный проект «Здоровьеобеспечение СЗЗ детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях взаимодействия "ДОУ — ООУ — ФОК"»: информационно-методический сборник. Вып. 4 / под ред. В. Т. Чичикина, А. А. Чеменевой ; под общ.ред. В. Т. Чичикина. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2012. —83 с.

 

В сборнике представлены материалы межрегиональной научно-практической интернет-конференции, обобщающие управленческий и педагогический опыт, накопленный в период внедрения федеральных государственных требований, при переходе к государственным образовательным сандартам дошкольного образования. В сборнике представлены доклады и статьи ученых и практических работников регионов Российской Федерации, Нижегородской области по проблемам проектирования вариативных моделей  и технологий управлением дошкольным образованием.

Издание адресовано специалистам муниципальных органов управления дошкольным образованием, руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций.

 

Развитие вариативных форм дошкольного образования в контексте социального запроса семьи: сборник информационно-методических материалов / сост. и науч. ред. Р.Ю. Белоусова, Т.А. Ревягина. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2015. – 167 с.

 

В материалах сборника обобщен опыт экспериментальной и инновационной деятельности дошкольных образовательных оргагизаций Нижегородской области по развитию вариативных форм дошкольного образования, представлены вариативные модели образовательной деятельности в условиях ДОО полного дня и кратковременного пребывания детей в образовательных организациях, модели психолого-педагогического сопровождения семейного образования, а также вариативные формы дошкольного образования на основе сетевого взаимодействия и социального партнерства.

Издание адресовано руководящим и педагогическим работникам дошкольного образования, а также родителям, интересующимся проблемами воспитания и развития детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть