Измерения в образовании
На современном этапе развития образования в России важное место отводится системе оценки его качества. Способы и методы оценки качества образования, образовательных достижений обучающихся чаще всего разрабатываются как педагогические измерения с использованием технологии тестирования.
1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ЗА РУБЕЖОМ
Теория и методология педагогических измерений за рубежом развивались в русле общей теории измерений, сложившейся в естественных науках, а также под влиянием исследований в психологии и педагогике.
Условно периодом предыстории теории педагогических измерений можно считать временной промежуток с конца XIX до начала XX вв., когда в центре внимания учёных находились в основном философские и математические проблемы измерений. В числе наиболее ярких работ этого периода можно назвать первую теорию градации интеллектуальных способностей, созданную в 1905 г. французским врачом и психологом А. Бине , а также исследования британского учёного Ф. Гальтона и его ученика Дж. Кеттела[1], которые уже в 1890 г. использовали термин «тест на интеллект» (mental test) и ввели в научный оборот специальную неотъемлемую характеристику теста, указывающую на степень дифференциации испытуемых по интеллектуальным способностям.
Появление теории А. Бине совпало по времени с исследованиями англичанина Ч. Спирмена, заложившего серьёзные основы теории педагогических измерений, соединив в своём исследовании элементы теории физических измерений, корреляционный анализ и накопленный психологами опыт по оцениванию способностей детей.
Начиная с 20-х гг. XX в. интенсивное развитие получила классическая теория педагогических измерений, которую в зарубежной литературе принято называть классической теорией тестов.
Потребность в увеличении эффективности тестирования и стремление к повышению качества тестов привели к конструктивной критике классической теории измерений, следствием чего явилось построение современной теории измерений (Item Response Theory — IRT). Очередной этап развития IRT с конца 60-х до начала 80-х гг. можно соотнести с её широким внедрением в практику измерений путём создания различных оценочных технологий и алгоритмов, реализованных в виде компьютерных программ (LOGTST, BICAL). Результаты, полученные на протяжении этого периода, позволили вплотную подойти к внедрению теории IRT в практику педагогических измерений.
Современный период развития теории и практики педагогических измерений характеризуется интенсивным внедрением в образовательный процесс компьютерной техники и информационных технологий. К числу наиболее интересных программно-инструментальных и программно-педагогических продуктов, созданных мировым лидером в компьютерном тестировании Assessment Systems Corporation (ASC), можно отнести такие программы, как RASCH, RASCAL, Quest, ConQuest и др.
В 1999 г. в США были приняты стандарты для педагогических и психологических тестов, подготовленные Американской ассоциацией исследований в образовании. Соответствие характеристик теста требованиям стандартов является признанием того факта, что его можно использовать для аттестации выпускников учебных заведений и принятия управленческих решений в образовании.
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ
В России, как и в других странах, тесты начали использовать в конце XIX в., причем, в основном разрабатывались программы психолого-педагогических наблюдений и анкеты. В начале XX в. тесты стали широко применяться сторонниками экспериментальной педагогики, которые создавали и использовали их для психометрических приложений в педологии. Видные педологи того времени А. П. Болтунов, А. Ф. Лазурский, А. П. Нечаев и другие широко использовали тесты в исследованиях личности обучаемых.
У истоков развития педологии в советский период стояли известные учёные: М. Я. Басов, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, А. Р. Лурия и другие, посвятившие многие из своих работ обучению и развитию детей. С начала 1920-х гг. активно проводились масштабные научные эксперименты в образовании, разрабатывались тестовые методики, совершенствовалась педологическая и педагогическая подготовка учителей.
Вплоть до 1934 г. тесты активно использовали в учебном процессе советской школы. Однако в 1936 г. вышло постановление ВКП (б), котором тесты были отнесены к «вредным методам».
Только в начале 1990-х гг., когда вышли первые значительные работы по методологии психодиагностики («Психологическое тестирование» профессора Нью-Йоркского университета А. Анастази, «Общая психодиагностика»), наступил новый этап в развитии научных основ педагогических измерений в России.
К настоящему моменту на вооружении учителей и организаторов тестирования находится значительный теоретический арсенал, закладывающий необходимый фундамент для развития теории и практики измерений в образовании. Начиная с 2000 г. в России формируются необходимые условия для обеспечения высокого качества педагогических тестовых материалов. В частности, приказом Минобразования РФ (от 17.04.2000 № 1122) при Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов Московского института стали и сплавов (технологического университета) был открыт Центр сертификации педагогических тестовых материалов (ПТМ).
Коренные изменения в отношении к измерениям в образовании произошли в 2001 г. в связи с началом эксперимента по введению ЕГЭ. Тесты были официально признаны как средством контроля и управления качеством образования, а их разработка и совершенствование стали одним из приоритетных направлений модернизации российского образования. За прошедшие с тех пор годы значительно повысилась степень доверия к результатам ЕГЭ со стороны органов управления образованием, образовательных учреждений, учителей, которые убедились в высокой объективности и обоснованности итогов тестирования, их высокой прогностичности при отборе абитуриентов вузов.
Среди учёных-педагогов укрепилось понимание того, что теория педагогических измерений — это наука, обладающая своей методологией, методами и аппаратом, необходимыми для разработки качественных педагогических тестов. В нашей стране, как и во всём мире, появились многочисленные инновации в формах тестовых заданий, стали издаваться учебные пособия, а также материалы для проведения тестирования.
Ученые Нижегородского института развития образования (ГБОУ ДПО НИРО) приняли активное участие в создании научных работ, посвященных измерению и оценке в образовании, а также подготовке материалов для компьютерного тестирования слушателей квалификационных курсов.
В целом можно констатировать, что к настоящему времени в России накоплен определённый научный потенциал, позволяющий на профессиональном уровне реализовать достижения теории педагогических измерений при проведении эвалюации в образовании.
Число новых публикаций по теме подтверждает актуальность разработки и использования теории педагогических измерений методом тестирования в практике современного образования.
[1] Кеттел Джеймс Маккин (1860–1944) — американский психолог. Провел классическое исследование объема внимания, обнаружив феномен антиципации при тахистоскопическом предъявлении объекта. Выступил зачинателем и одним из лидеров тестологического движения, разработав систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций (сенсорных, моторных, интеллектуальных и др.).
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть