Формирование школьного коллектива
Если в 20-е гг. XX века в отечественной
теории воспитания коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов, а в
80-е гг. сформировалось представление о воспитательном
коллективе как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и
взрослых, то в 90-е гг. теория коллектива дополнилась понятием воспитательной системы.
«Коллектив
детский воспитательный – созданная система коллективистически, высоконравственно
и эстетически воспитывающих общественных
отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формированию
личности и развитию индивидуальности», – такое определение дается в
Педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой[1]. В соответствующей статье Педагогического энциклопедического
словаря [2] в
качестве важнейшей категории педагогики называется воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных и
относительно самостоятельных –
коллектива воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогического
коллектива).
А.М.
Каменский считает такой подход непродуктивным и включает в единый и
неделимый школьный коллектив на равных
правах с учащимися и педагогами технических работников, администрацию и
родителей [14].
Подробное описание структуры
коллектива, т.н. поля коллектива, а
также этапов развития детского коллектива приводится в пособии «Методика
воспитательной работы» под ред. В.А. Сластенина [9]. Здесь же можно найти краткую характеристику самоуправления в коллективе,
познакомиться с организацией коллективной деятельности, а также с разновидностями
детского коллектива. Более подробно о практической реализации КТД в
воспитательной системе школы можно прочитать
в соответствующем разделе издания НИРО «Школа гражданского сообщества» [18].
О способах воспитания социально-компетентной
личности в процессе исследовательской работы в классном коллективе
рассказывает в своей статье Я.А. Котельникова [18]. Компетентностному подходу в
воспитании личности в коллективе посвящается и раздел научно-педагогического
пособия для классного руководителя М.В. Левит [20].
О воспитательной системе класса как условии
формирования классного коллектива можно прочитать в книге О.А. Лепневой и Е.А. Тимошко [21], о проблеме воспитания
личности в коллективе - в книге Я.Г.
Плинер и В.А. Бухвалова [27]. Наконец, важной теме развития самоуправления в
школьном коллективе посвящены книги Н.Ф. Дик [10], Е.В. Ведровой [25], М.И.
Рожкова [29] и И.Д. Демакова, Н.Л.
Селиванова [15].
Одной из самых полных и обобщающих современных
публикаций по теме формирования школьного
коллектива, которая приводится в
составленном библиотекой списке литературы по теме, с учетом требований
ФГОС по направлению подготовки 040700 «Организация работы с молодежью»,
является глава 5 учебного пособия «Педагогическое обеспечение работы с
молодежью» под названием «Коллектив как объект и субъект воспитания»[17].
Предлагаемый вниманию читателей список книг
и публикаций в периодических изданиях о проблемах формирования школьного
коллектива включает не только упомянутые выше издания, но и многие другие, в
частности, посвященные клубным формам объединений детей и молодежи, иным формам
общественных объединений, являющихся социальными институтами и относящимися к
сфере дополнительного образования детей [1-7, 11-13,16, 24, 26,30-36, 41-42].
Подготовленный библиографический материал
может представлять интерес для педагогов
дополнительного образования, специалистов по работе с молодежью, классных
руководителей, вожатых, социальных педагогов.
- Баранов, А.В. Особенности системы клубного
военно-патриотического воспитания молодежи / А.В. Баранов // Среднее
профессиональное образование.-2011.-№1.-С.21-22.
- Беляев, Г.Ю. Детские общности: анализ и
диагностика (что обсуждают, слушают, смотрят, кому доверяют, во что верят и как
объединяются современные подростки) / Г.Ю. Беляев // Классный
руководитель.-2009.-№8.-С.97-110.
- Болдырева, Л.В. Роль детских общественных объединений в
создании единого воспитательного пространства / Л.В. Болдырева // Воспитание
школьников.-2012.-№10.-С.52-54.
- Бортулеева, Н.К. Социальный педагог
подростково-молодежного клуба / Н.К. Бортулеева // Воспитание школьников.-2010.-№5.-С.27-30.
- Валеева, Н.С. Клуб старшеклассников "школьный
корабль "Алые паруса" / Н.С. Валеева // Классный руководитель.-2012.-№6.-С.30-40.
- Валькова, Л.Н. Семейный клуб - одна из активных
форм повышения компетентности участников образовательного процесса / Л.Н.
Валькова // Начальная школа.-2010.-№6.-С.25-29.
- Гликман, И. Клуб старшеклассников: как решить проблему
свободного времени? / И. Гликман // Школьное планирование.-2010.-№4.-С.120-126.
- Голубева, Л. Участие учеников в организации школьной
жизни / Л. Голубева // Сельская школа.-2010.-№3.-С.40-48.
- Детский коллектив в педагогическом процессе //Методика
воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А.
Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластёнина. – 4-е
изд, испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия»,2006.- С.70-82.
- Дик, Н.Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном
учреждении. Книга современного руководителя / Н.Ф. Дик. – Ростов н /Д:
Феникс,2006.-288с. – (Административное управление образованием).
- Доценко, И.Г. Информальное образование во
временных детских объединениях / И.Г. Доценко // Педагогика.-2012.-№8.-С.40-45.
- Жарков, Г. Воспитание в клубах интеллектуальных игр:
опыт, теория / Г. Жарков // Воспитание. Образование. Педагогика: биб-ка
"Первого сентября".-2010.-№30.
- Иванов, А.А. Активизация детских и взрослых сообществ в
условиях культурной среды школы /А.А. Иванов
// Школьное планирование.-2012.-№5.-С.57-65.
- Каменский, А.М.
Индивидуальный профиль школьного коллектива / А.М. Каменский // Воспитание
авторитетом: образовательный потенциал внеурочной работы.- М.: Сентябрь,2007.-С.28-37.
- Инновационные подходы к организации школьного
самоуправления (на примере проекта «Самоуправление как предмет формирования
единой педагогической системы образовательного учреждения») / авт.-сост.: И.Д.
Демакова, Н.Л. Селиванова. – М.: АПКиПРО,2004.-36с.
- Камакин, О.Н. Роль детской общественной организации в
системе воспитательной работы / О.Н. Камакин // Воспитание
школьников.-2010.-№10.-С.51-55.
- Коллектив как объект и субъект воспитания
//Педагогическое обеспечение работы с молодежью : учебное пособие / пд ред. С.В.
Наумова, Ю.Х. Трущиной; Мин-во обр. и науки РФ, мин-во обр. Нижегородской обл.; ФГБОУ «Нижегород.гос.пед.ун-т». – Н.Новгород:
Нижегородский институт развития образования,2012. – С.134-151.
- Коллективное творческое дело как основа воспитательной
системы школы //Школа гражданского сообщества: из опыта работы нижегородской
МБОУ СОШ №91 с углубленным изучением отдельных предметов / авт.-сост.: И.М. Богданов,
Н.А. Сысоева. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования,2012. –
С.77-104.
- Котельникова, Я.А. Организация
научно-исследовательской деятельности в процессе воспитания коллектива:
методические рекомендации, пособие для педагогов, организующих
исследовательскую деятельность школьников / Я.А. Котельникова //Одаренный ребенок.-2010.-№5.-С.104-110.
- Левит, М.В. Воспитание в коллективе индивидуалистов //
«Слово и дело» классного руководителя: научно-педагогическое пособие для
классного руководителя.- М.: Центр «Педагогический поиск»,2009.-160с.
- Лепнева, О.А. Классный коллектив: технология
формирования : методическое пособие / О.А. Лепнева, Е.А. Тимошко.- М.: ООО
«ЦГЛ»,2005.-128с.
- Лесникова, С.Г. Возможности интернет-технологий в
развитии детского движения // Педагогика.-2011.-№3.-С.37-44.
- Майоров-Щеглов, С.Н. Трансформация воспитательных практик в
России: среднесрочный прогноз / С.Н. Майоров-Щеглов // Педагогическая
диагностика.-2012.-№5.-С.12-24.
- Муркова, М.В. Клубный час как средство
формирования культуры безопасности жизнедеятельности у младших школьников /
М.В. Муркова // Начальное образование.-2013.-№1.-С.23-26.
- Организация ученического самоуправления : Гражданский
клуб. Социальные проекты. Мероприятия / авт.-сост.: Е.В. Ведрова. – Волгоград:
Учитель,2007.-84с.
- Пигалицын, Л.В. Школьный клуб юных физиков - кузница
будущих научных кадров / Л.В. Пигалицын // Физика в школе.-2011.-№5.-С.25-34.
- Плинер, Я.Г. Воспитание личности в коллективе: пособие
для заместителей директора школы по воспитанию и классных руководителей / Я.Г.
Плинер, В.А. Бухвалов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.-160с.
- Пономарева, О.Л. Социальное партнерство как важнейшее
условие работы семейного клуба / О. Л. Пономарева // Управление качеством
образования.-2010.-№7.-С.60-65.
- Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах:
учебно-методическое пособие / М.И. Рожков.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2002.-160с. – (Б-ка руководителя образоват. учреждения).
- Рыжанкина, М.В. Материалы из практики работы детской
организации "Радуга"/ М.В. Рыжанкина // Практика административной
работы в школе.-2010.-№3.-С.63-68.
- Скачкова, Е.Б. Досуговые объединения как ресурс
профилактики девиантного поведения подростков группы риска / Е.Б. Скачкова //
Человек и образование.-2011.-№1.-С.80-84.
- Солодкова, Т.Л. Программа интеллектуального клуба
"Эрудит" / Т.Л. Солодкова // Управление современной школой.Завуч.-2010.-№8.-С.98-107.
- Спивак, М.С. Клубные формирования как сфера
учебно-воспитательной и досуговой деятельности / М.С. Спивак // Воспитание
школьников.-2011.-№3.-С.47-53.
- Сулейманов, Р.Р. Организация внеклассной работы в школьном
клубе программистов: методическое пособие / Р.Р. Сулейманов.- М: Издательство
БИНОМ. Лаборатория знаний,2010.
- Тебенькова, Е. Семейные клубы в сельском социуме / Е.
Тебенькова // Сельская школа.-2011.-№2.-С.38-44.
- Технологии работы с лидерами в детских общественных
объединениях / А.А. Пуговкин.- М.: Педагогические технологии,2012.
- Титова, Н.И. Предпосылки к возникновению детского
сообщества в среднем дошкольном возрасте / Н.И. Титова
// Управление ДОУ.-2013.-№2.-С.74-79.
- Хомутова, К.В. История создания и развития детских и
юношеских объединений // К.В. Хомутова / Дополнительное образование и
воспитание.-2010.-№9.-С.41-45.
- Хочу
быть лидером! Вып.8 / Н.О. Бондаренко.- М.: Педагогические технологии,2012.
- Цепаева, А.М. Тьюторский клуб в школе / А.М. Цепаева //
Управление современной школой. Завуч.-2010.-№5.-С.99-109.
- Черкашина, Т.В. Деятельность школьного исторического клуба
"КЛИО"/ Т.В. Черкашина // Практика административной работы в
школе.-2010.-№6.-С.71-75.
- Чистякова, О.С. Клубные объединения учащихся как условие
формирования социальной зрелости / О.С. Чистякова //
Методист.-2010.-№10.-С.58-59.
- Забродин, Н.Г. Воспитание общечеловеческих ценностей в
процессе формирования классного коллектива / Н.Г. Забродин // Инновационные
проекты и программы в образовании.- 2011.-№1.-.С. 69-73.
[1] Коджаспирова,Г.М.,
Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед.учеб.
заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2000. –С.60.
[2] Педагогический
энциклопедический словарь/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редколл.: М.М. Безруких, В.А.
Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская
энциклопедия,2003.-С.122-123.