Скачать документ «МОУ Гимназия №14,Нижегородская область, г.Выкса, ул. Кр.Зори, 51а » | 01618.doc | 99 Kb |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» |
||||
I. Общие сведения |
||||
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
|
Муниципальное образовательное учреждение Гимназия №14 г.Выксы Нижегородской области |
607060, Нижегородская область, город Выкса, ул. Кр.Зори, 51 «а» |
|
|
|
|
||||
II.Сущностные характеристики опыта* |
||||
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Проектирование самообучающейся организации. |
|||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Анализ деятельности гимназии позволил выделить ряд факторов, неблагоприятно влияющих на развитие учащихся: • доминирование в учебных программах репродуктивных заданий: на заучивание, повторение, действия по образцу, т.е. делается акцент на накапливание информации и тренировку памяти; • несформированность рациональных способов учебной работы, приемов, навыков информационной деятельности учащихся (слабо сформированы умения конкретизировать теоретические положения, делать научно-обоснованные сообщения, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, доказательно отвечать на поставленный вопрос, самостоятельно разбираться в незнакомом материале), что ведет к скуке, недовольству, отвращению к учебе со стороны учащихся, т.к. связано с неоправданно большими затратами времени и сил в условиях интенсивного обучения; • диспропорция интеллектуального и мотивационного развития - самый существенный фактор. Следовательно, в дидактической подсистеме проблема связана с преимущественной ориентацией (как и всех школ повышенного статуса) на интеллектуальное развитие детей, в то время как мотивационное, нравственное, эмоциональное выносится за рамки программы. Изучение причин возникших трудностей, перечисленных нами выше, показало, что в деятельности гимназии на современном этапе развития возникло противоречие между формирующейся направленностью учебно-воспитательной системы на достижение успеха учащихся и несовершенной системой проектирования возможного пространства многообразия деятельности. Значимость этого противоречия настолько велика, что оно способно стать источником развития гимназии на современном этапе. Для определения подходов к разрешению данного противоречия необходимо учесть роль дидактической и воспитательной подсистем в развитии гимназии как образовательного учреждения повышенного статуса. Важно учесть ситуацию развития ученика. С одной стороны, он находится в рамках учебных программ, учебного плана и стандартов, с другой, хочет удовлетворить свои потребности, стать успешным. Отсюда возникает потребность достижения успеха, которая вызывает у человека желание действовать, утверждать себя, получать высокую оценку результатов своего труда. Проблема мотивации связана с результатами учебной деятельности через систему оценок, оценивание результатов деятельности. В то же время в результате функционирования воспитательной подсистемы сохраняется тенденция неустойчивости показателей ценностных ориентаций учащихся в таких позициях, как патриотизм, гражданственность, приоритеты материальных и нематериальных ценностей и других. Интеграция дидактической и воспитательной подсистем, познавательной, исследовательской и проектной деятельности учащихся, в которой формируется личность, обеспечивает оптимальные условия для управления успешностью и достижением успеха каждым субъектом образовательного процесса. Для этого необходимо решить следующие задачи:
В гимназии администрацией создана благоприятная рабочая обстановка для реализации учителями новых идей и инновационных проектов, которые осуществляются под руководством научного руководителя: заведующей кафедрой педагогики и образовательных технологий НИРО, кандидата педагогических наук Г.А.Игнатьевой. Начато сотрудничество с лабораторией среды и средового подхода в воспитании (зав.лабораторией – доктор педагогических наук Ю.С.Мануйлов), целью которого является организация культурно-образовательной среды Гимназии, дающей положительный педагогический эффект в образовании и повышающей культурный уровень развития учащихся, степень развития их духовных потребностей и интересов. На протяжении 2007 года в нашем коллективе были созданы неформальные группы позитивной деловой направленности: временные творческие коллективы (предметные, проблемные), объединяющие учителей и других специалистов: педагогом-психологом, социальным педагогом, логопедом, заведующей библиотекой, врачом, медицинской сестрой, родителями школьников. В ходе реализации Программы развития данными творческими группами были разработаны проекты:
Направления экспериментальной работы, выбранные педагогическим коллективом гимназии, актуальны уже потому, что имеют общую педагогическую цель – личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся. Администрация гимназии считает, что инновационная экспериментальная работа внесла свои позитивные изменения в потенциальное развитие личности учителя и учащегося, ибо она способствует высокому развитию уровня мотиваций. Исходя из вышеназванного, основными направлениями деятельности педагогического коллектива по реализации концепции являются:
К условиям эффективного воплощения концепции в жизнь коллектива гимназии можно отнести следующие условия:
Выполнение этих условий позволяет добиться того, что коллектив гимназии начинает осознавать значимость концепции школы успеха и действий, направленных на качественное изменение практики образования. Вырабатываются общие нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества. Наличие общей парадигмы и языка профессионального общения позволяет освоить механизм разрешения противоречий и проблем в деятельности гимназии. Применение системного подхода к разработке программы развития «Школы успеха» предполагает создание механизма по проектированию самообучающейся организации, построению возможного пространства многообразных действительностей и системного управления развитием гимназии. Планируя переход к новому желаемому качественному результату, педагогический коллектив учитывал, что гимназия, изменяясь, должна одновременно и функционировать, т.е. на смену старой парадигмы «сначала сохранение, затем – развитие», пришла новая парадигма: «сохранение через развитие и создание ситуации успеха». Для эффективного управления программой развития необходимо было реализовать функции организации, руководства, контроля выполнения программы и оценки ее результатов. В результате выполнения функции организации была сформирована организационная структура управления реализацией программы.
|
|||
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Основная педагогическая идея заключается в переходе от «знаниевого типа» обучения к комплексному развитию способностей личности в образовательной среде гимназии путем постепенного внедрения «педагогики успеха» каждого субъекта. Ее достижение возможно через поэтапное внедрение образовательных идей, таких как:
Управленческие идеи предполагают:
Идея изменений состоит в:
- использовании информационно-коммуникационных технологий в образовании и воспитании; - развитии социального партнерства информационной открытости учебного заведения. Основной идеей образовательной концепции гимназии является то, что главным фактором развития образовательной системы, качества образования является характер отношений между участниками образовательного процесса, создание общеобразовательной среды сотрудничества, инициирующей и стимулирующей познавательную сознательную деятельность учеников и учителей гимназии. Эта идея всей системой мер в целом должна способствовать:
Ведется разработка модели управления качеством образования на основе взаимосвязи внутренних и внешних оценок результатов и условий образовательной деятельности школы. Проводится работа по созданию и апробации системы оценивания результатов образовательной деятельности, критериев успешности педагогической деятельности, разработка и внедрение авторских программ и элективных курсов, позволяющих расширить кругозор и средства решения личностно-значимых для учащихся проблем. Проведен многоаспектный мониторинг промежуточных результатов образовательной деятельности, который позволил прогнозировать конечные результаты, осуществлять коррекцию учебно-воспитательного процесса и научно-методической деятельности педагогов. |
|||
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Кадровое обеспечение гимназии. Кадровый состав гимназии стабильный. В 2006 году произошла реорганизация гимназии в виде открытия групп, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, поэтому пополнился кадровый состав гимназии: всего педагогических работников - 52, с высшим образованием - 44, со средним специальным образованием - 1, со средним общим образованием – 1, с начальным профессиональным образованием – 1, незаконченным высшим - 5. Имеют высшую квалификационную категорию - 25 педагогов = 48%, I квалификационную категорию - 15 = 30%, II квалификационную
категорию - 6 = 11%, Отмечены:
- организация мастер-классов по включению педагогов в проектную деятельность; - привлечение педагогических кадров ВУЗов для работы с одаренными детьми. Научно-методическое обеспечение. Для обеспечения требований сегодняшнего дня в гимназии ведется: - разработка новых учебных планов, расширяющих возможности профилизации учащихся, позволяющих гибко реагировать на социальные запросы учащихся; - ведется работа по модификации и созданию новых учебных программ и курсов, обеспечивающих построение индивидуальных образовательных траекторий, расширяющих границы дифференциации; - освоение и апробация новых проектов, идей, экспериментов, методик, технологий; - установление связей с высшими учебными заведениями, кафедрами и кабинетами ИПК для проведения научных консультаций, семинаров; - участие в научных конференциях, конкурсах. Материально-техническое обеспечение. Осуществление учебно-воспитательного процесса в гимназии невозможно без развития материально-технической базы. Нормализация бюджетного финансирования в значительной степени способствует динамичному развитию гимназии. Кроме этого, администрация в лице директора С.С.Клиповой и Совета гимназии под председательством М.Г.Печниковой постоянно изыскивают и внебюджетные источники финансирования с целью совершенствования материально-технической базы учреждения. Продолжена реконструкция здания по адресу: г.Выкса, ул.Красные Зори, д.51 «а», целью которой является расширение аудиторного фонда, строительство стандартного спортивного зала, обеденного зала и пищеблока. В 2006 году было принято решение о расширении объема проектных работ, так как для организации образовательной деятельности нашему учреждению необходимы актовый и еще один компьютерный залы. Поэтому отделом капитального строительства администрации Выксунского муниципального района проводились работы по согласованию с соответствующими инстанциями проведения дальнейших проектных и строительных работ, вносятся изменения в строительный паспорт. Для качественной и безопасной организации образовательного процесса на первой ступени обучения и в целях осуществления реконструкции существующего здания гимназии был заключен договор аренды нежилого помещения общей площадью 3020 кв.м. (по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, м-он Центральный, дом 16, д/сад «Сказка»). Мотивационное обеспечение. Создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Поддержание стабильности функционирования в рамках связей и взаимоотношений с социальными партнерами. Постоянное изучение доминирующих мотивов, ценностей и интересов педагогов с тем, чтобы на этой основе обеспечить целевое стимулирование всех участников образовательного процесса по достижению новых результатов деятельности. |
|||
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Результат изменений. Создание системы непрерывного (многоуровневого образования) и образования инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для развития обучающихся в соответствии с их склонностями, способностями, интересами. Созданы условия для новой учебно-организационной структуры, спешно реализующей внедрение новых технологий в образовательный процесс (способствующих развитию ключевых компетенций). Имеются разработки здоровьесберегающей среды. Созданы условия для осознанного освоения образовательных программ выпускниками гимназии для реализации программ углубленного обучения по некоторым предметам гуманитарного цикла. Реорганизация гимназии путем открытия групп, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. Внедрение программ дополнительного образования во второй половине дня, включающих: - индивидуальные и групповые занятия (1-11 классы); - элективные курсы (10-11 классы); - кружковая познавательная деятельность (1-11 классы); - работа научного общества учащихся (НОУ) (8-11 классы) |
|||
6.Результат изменений |
o проектирование самообучающейся организации; o формирование целостности системы деятельности педагогов гимназии на основе теории и технологии средового подхода.
|
|||
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
· Особенности диагностики эмоциональных переживаний с помощью методики незаконченных предложений // Деятельность педагога-психолога в системе образования, Н.Новгород, 2006г. · Будущее современного подростка // Ученик – учитель – родитель, проблемы и перспективы взаимодействия, Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2006 год. · К проблеме развития психологической компетентности субъектов образовательного процесса // Актуальные проблемы психологии образования. Н.Новгород, 2007г. · Проблемы школьного воспитания №4 2005 год, приложение к журналу «Педагогическое обозрение» - «Игровая программа семейный калейдоскоп»; · Ученик – учитель – родитель, проблемы и перспективы взаимодействия. Г.Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2006 год. Опыт взаимодействия классного руководителя и семьи. |
|||
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть