Скачать документ «МОУ Лицей Нижегородская область 606 443 г. Бор ул. Коммунистическая, д. 11 » | 01607.doc | 60 Kb |
Составляющие образования: обучение
Характеристики инновационного опыта: образовательная среда
Информационное представление опыта: самоактуализация личности, метод фасилитации, интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний, вариативная образовательная среда, качественное статусное образование
Составляющие образования: воспитание
Характеристики инновационного опыта: образовательная среда
Информационное представление опыта: самоактуализация личности, метод фасилитации, вариативная образовательная среда
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «Образования» |
||||
|
||||
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
|
Густова Людмила Михайловна
|
МОУ Лицей Нижегородская область 606 443 г. Бор ул. Коммунистическая, д. 11 |
директор школы |
25 лет |
|
Ларикова Галина Геннадьевна
|
МОУ Лицей Нижегородская область 606 443 г. Бор ул. Коммунистическая, д. 11 |
заместитель директора по НМР |
12 лет |
|
Ерастова Нина Викторовна |
МОУ Лицей Нижегородская область 606 443 г. Бор ул. Коммунистическая, д. 11 |
заместитель директора по УВР |
2 года |
|
II. Сущностные характеристики опыта |
||||
Тема инновационного педагогического опыта |
Школа самоактуализации личности |
|||
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Основным источником инновационных изменений является противоречие между актуализирующейся тенденцией построения человекоцентрированного образования, в основе которого лежит отношение к учащемуся не только как к субъекту образовательного процесса, но и как к сознательному ответственному субъекту собственного развития, и доминирующим в обществе рационально-технократическим пониманием школы как конвейерного производства, ориентированного на типовой результат. Новые условия образовательной деятельности связаны с проектированием системы ситуаций развития для каждого возрастного этапа жизни школьника, ориентированных на решение следующих задач: самопознание; самоопределение; самореализация; саморегуляция. Эти четыре задачи решаются личностью в пяти основных видах деятельности: сфере познания; сфере практической деятельности; сфере игры; сфере физического развития; сфере отношений. |
|||
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информа-ционных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Сущность ИПО заключается в организации вариативной образовательной среды на основе интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний, которая будет способствовать процессу самодеятельности учащихся, максимальному раскрытию творческого потенциала каждого участника образовательного процесса как субъекта социокультурного развития. Кредо школы – психологическое и физическое здоровье личности, многостороннее знание, образование, ориентированное на европейские стандарты, осуществление перехода «от человека знающего – к человеку умеющему» (А. Зинченко), творческому, саморазвивающемуся. |
|||
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Концепция изменений основана на представлении о школе как лаборатории для раскрытия уникального «Я» каждого ребенка, описанном в работах представителей гуманистической психологии: К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла. Ведущим способом решения задачи самоактуализации личности каждого учащегося является метод фасилитации, предполагающий помощь, организацию и стимулирование со стороны педагога процесса саморазвития личности учащегося. Преимущество данного метода заключается в его эффективности для обеспечения общественно необходимого уровня образования выпускников и преемственности образовательных программ среднего полного и высшего профессионального образования. Ограничения ИПО определяются необходимостью создания психологически безопасной образовательной среды как необходимого условия для оптимальной самореализации личности; современной образовательной инфраструктуры как ведущего средства активизации процесса самоактуализации личности; организационной культуры школы, ориентированной на благополучие субъектного мира педагогов и учащихся. Трудоемкость ИПО связана с построением системы качественного статусного образования на основе сочетание когнитивно – центрированного содержания образовательного процесса школы с гуманистическими технологиями. Риски ИПО объясняются трудностями в переходе педагогического коллектива к экспериментальному режиму, низким уровнем мотивации не ориентированных на собственное профессиональное развитие педагогов к инновационным изменениям, преодолением неизбежного сопротивления новому. |
|||
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Условия реализации изменений: система взаимосвязанных видов работ: научно – исследовательская деятельность - получение знаний о том, как «нечто» можно сделать; проектная деятельность – направлена на разработку инструментально – технологического знания, как на основе научных знаний необходимо действовать, чтобы сделать это «нечто»; образовательная деятельность, направленная на формирование у каждого личного знания о том, что и как они должны делать, чтобы «нечто» воплотить в практику; управленческая деятельность – соорганизация разных видов ресурсов для воплощения нового в практической деятельности. Школа является региональной экспериментальной площадкой по апробации программ по психологии 5-10 классов, автор И. В. Дубровина, по оценке эффективности программ и материалов, разработанных Национальным Советом по экономическому образованию (НСЭО США), по апробации учебников издательства Оксфордского университета, экспериментальной площадкой кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО, победителем ПНПО (2006 г.) |
|||
Результат изменений |
Главным качественным результатом изменений является воплощение в реальном образовательном процессе модели выпускника «Школы самоактуализации личности» как гармоничной личность, живущей по принципу самодетерминации, максимально адаптированной к динамике изменений современных социальных условий и ориентированной на успех, т.е. прогрессивное, значимое для каждого человека развитие, отражающее процесс его восхождения к собственной свободе. В результате реализации инновационного проекта «Школа самоактуализации личности» будет построена специальная организационная структура и разработан механизм управления инновационными проектами: «Интернет – ресурсный центр», «Школа значимых компетенций», «Урок как среда взаимодействия», «Модульная организация образовательного процесса». |
|||
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Кузнецова М.Ю. Из опыта преподавания культуры общения // Педагогическое обозрение. – 2001. - № 2. |
|||
IV. Экспертное заключение |
||||
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений |
Данный ИПО относится к модификационным нововведениям и имеет прикладной уровень актуальности. В опыте предлагается современное прочтение зарубежной гуманисьтической психологической концепции самоактуализации личности, основные идеи которой авторы умело соединяют с отечественными концепциями гуманистического образования. Данная интеграция носит конструктивный характер, порождая новые системные свойства, отраженные в инновационных проектах программы развития ОУ, Заявленная модель относится к прикладным инновациям по ее значимости для развития теории и практики отечественного общего среднего образования и возможна к тиражированию в городских образовательных учреждениях любого типа при условии демократизации школьной жизни и управления,. гуманизации отношений в системе «руководитель – учитель – ученик – родитель», совершенствования психолого – педагогической подготовки учителей, создания психологически безопасной толерантной среды. Существенным требованием внедрения данной модели является сбалансированное развитие интеллектуальной и эмоционально – нравственной сферы личности учащихся через интеграцию обучения, воспитания, дополнительного образования в едином образовательном процессе. |
|||
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
Тулупова Оксана Владимировна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО, 603122 г. Н.Новгород, ул. Ванеева, д. 203, 8-920-25-42-122, (8312) 68-33-43, oksana_nn@yahoo.com |
|||
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть